Ритмичный выпуск продукции означает точное соблюдение плановых часовых, суточных, месячных графиков производства продукции.
Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается объем незавершенного производства и возникают сверхплановые остатки готовой продукции на складах, не выполняются договоры поставки продукции потребителям; несвоевременно поступает выручке от реализации и т. п.
Коэффициент ритмичности рассчитывается делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности (фактический выпуск, но не более запланированного), на плановый выпуск продукции.
Коэффициент аритмичности - сумма положительных и отрицательных отклонений процентов выполнения плана за каждый день (неделю, декаду) от 100%. Чем менее ритмично выпускается продукция, тем выше коэффициент аритмичности.
Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, планирования и контроля.
Внешние причины - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
Анализ реализации продукции
Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются: процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени.
Возможны 2 варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка от реализации определяется по отгрузке продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
РП=ГПн + ТП – ГПк, ОП = РП, (70)
где РП - реализованная продукции, руб.
ГПн и ГПк - остатки готовой продукции на складе
соответственно на начало и конец периода, руб.
ТП - выпуск продукции, руб.
ОП - отгрузка продукции, руб.
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс имеет вид:
РП = ГПн + Тон + ТП – ГПк – ТОк (71)
РП = ОП + ТОн - ТОк, (72)
где ТОн и ТОк - остатки товаров отгруженных соответственно
начало и конец периода, руб
Таким образом, на изменение объема реализации продукции влияют факторы изменения:
- остатков готовой продукции на складах на начало периода;
- выпуска товарной продукции;
- остатков готовой продукции на складах на конец периода;
- остатков товаров, отгруженных на начало периода;
- остатков товаров, отгруженных на конец периода






