Изучение ритмичности выпуска продукции

Ритмичный выпуск продукции означает точное соблюдение плановых часовых, суточных, месячных графиков производства продукции.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается объем незавершенного производства и возникают сверх­плановые остатки готовой продукции на складах, не выполняются договоры поставки продукции потребителям; несвоевременно поступает выручке от реализации и т. п.

Коэффициент ритмичности рассчитывается делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности (фактический выпуск, но не более запланиро­ванного), на плановый выпуск продукции.

Коэффициент аритмичности - сумма положительных и отрицательных отклонений процентов выполнения плана за каждый день (неделю, декаду) от 100%. Чем менее ритмично выпускается продукция, тем выше коэффициент аритмичности.

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, планирования и контроля.

Внешние причины - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

Анализ реализации продукции

Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предше­ствующими периодами, рассчитываются: процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени.

Возможны 2 варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка от реализации определяется по отгрузке продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

РП=ГПн + ТП – ГПк, ОП = РП, (70)

где РП - реализованная продукции, руб.

ГПн и ГПк - остатки готовой продукции на скла­де

соответственно на начало и конец периода, руб.

ТП - выпуск продукции, руб.

ОП - отгрузка продукции, руб.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс имеет вид:

РП = ГПн + Тон + ТП – ГПк – ТОк (71)

РП = ОП + ТОн - ТОк, (72)

где ТОн и ТОк - остатки товаров отгруженных соответственно

начало и конец периода, руб

Таким образом, на изменение объема реализации продукции влияют факторы изменения:

- остатков готовой продукции на складах на начало периода;

- выпуска товарной продукции;

- остатков готовой продукции на складах на конец периода;

- остатков товаров, отгруженных на начало периода;

- остатков товаров, отгруженных на конец периода




double arrow
Сейчас читают про: