Состав, содержание 8 страница

Конечно, такие крупные комплексы требуют и соответствую­щего решения площади общественного центра. Сложная объем­но-планировочная структура здания вынуждает размещать его так, чтобы обеспечивались подходы с разных сторон. Фасады такого здания проектируют равнозначными, то есть все главные. Вместимость таких комплексов определяется нормами СП 42.13330.2011 для отдельных объектов. Размер же земельного участка, рассчи­танный по нормам, корректируется архитектурными, объ­емно-планировочными соображениями, чтобы избежать гипер­трофированных форм, масштабов и не вступать в противоречие с масштабом человека.

10.10 Расчет культурно-бытового строительства

В состав застройки общественного центра включают, как прави­ло, административные, культурно-просветительные, торговые учрежде­ния и учреждения общественного питания. Школьные здания и детские учреждения обычно размещаются на обособленных участках, нередко удаленных от общественного центра. Коммунальные предприятия час­то входят в состав общественного центра (гостиницы, комбинаты бытового обслуживания, их приемные пункты, парикмахерские). Они образуют группу зданий, примыкающую к жилой зоне поселка, или размещаются у производственной зоны.

Количество зданий и состав учреждений культурно-бытового обслуживания, размещаемых в общественном центре, зависят от величины поселка и положения его в системе расселения.

Детские дошкольные учреждения следует размещать на само­стоятельных участках в отдалении от магистралей, прогонов скота, скотных и хозяйственных построек и предусматривать их максимальную вместимость при установленном радиусе обслуживания. Для каждой дет­ской группы, согласно СП 42.13330.2011, устраиваются групповые пло­щадки, размеры которых и расстояние от них до жилых и общественных зданий следует принимать не менее: для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста 0,7 м2/чел., и расстояние - 12м. Площадь групповой площадки для детей ясельного возраста следует принимать 7,5 м2 на одно место. Размеры земельных участков при вместимости яслей-садов, в м2 на одно место: до 100 мест - 40, свыше 100 - 35; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест -30. Норма расчета мест устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. Расчетный уро­вень обеспеченности детей дошкольными учреждениями принимается в пределах 85%. В том числе общего типа - 70%, специализированного - 3%, оздорови­тельного- 12%.

Общеобразовательные школы необходимо размещать на обособ­ленных участках в отдалении от поселковых и автомобильных дорог в непосредственной близости от зеленых насаждений.

Нормы расчета размеров земельных участков учреждений следует принимать с учетом 100%-го охвата детей неполным средним образованием (1-9 классы) и до 75% де­тей - средним образованием (10-11 классы) при обучении в одну смену.

Размеры земельных участков при вместимости общеобразователь­ной школы (с учетом площадок спортивной зоны):

• от 40 до 400 - 50м2 на одного учащегося;

• от 400 до 500 - 60м2 на одного учащегося;

• от 500 до 600 -50м2 на одного учащегося;

• от 600 до 800 - 40м2 на одного учащегося;

• от 800 до 1100 - 33м2 на одного учащегося;

• от 1100 до 1500 -21м2 на одного учащегося;

• от 1500 до 2000 - 17м2 на одного учащегося;

• свыше 2000 - 16м2 на одного учащегося.

Лечебно-профилактические учреждения (больница, поликлиника, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП)) следует располагать на отдельных участках, в стороне от общественного центра поселка и транзитных дорог. Необходимые вместимость и структура лечебно- профилактиче­ских учреждений определяются органами здравоохранения и указывают­ся в задании на проектирование.

Размеры земельных участков стационаров больниц, согласно нормам проектирования, устанавливаются в зависимости от мощности ста­ционаров или больничных коек:

• до 50 300м2 на одну койку;

• свыше 50 до 100 300 - 200 м2 на одну койку;

• свыше 100 до 200 200 -140м2 на одну койку;

• свыше 200 до 400 140 -100м2 на одну койку;

• свыше 400 до 800 100 - 80м2 на одну койку;

• свыше 800 до 1000 80 - 60м2 на одну койку;

• свыше 1000 60м2 на одну койку.

Размеры земельных участков поликлиник, амбулаторий устанав­ливаются в зависимости от посещений в смену: 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га.

Фельдшерские или фельдшерско-акушерские пункты определяются по заданию на проектирование. Размер земельного участка принимается 0,2 га на один объект.

Культурно- просветительные учреждения входят, как правило, в за­стройку общественного центра. В большинстве случаев клуб является наиболее «представительным» зданием главной поселковой площади и в соответствии с этим выбирается в качестве ее архитектурно- планиро­вочного ядра. Такое значение клуба определяет и место его размещения на площади. Библиотека, как правило, входит в состав клуба.

Здание клуба следует располагать с отступом от красной линии, достаточным для устройства перед входами и выходами этого здания площадок из расчета 0,15м 2 на одно место в зале клуба. Расстояние от эвакуацион­ных выходов из клуба до красной линии должно быть не менее 15м. Зе­леные насаждения на участке клуба должны составлять не менее 50% об­щей площади участка. Для курсового и дипломного проектирования площадь участка можно прини­мать при размещении культурно-просветительного учреждения в населенном пункте с количеством жителей до 2 тыс. (150 мест в зрительном зале) - 0,5... 1 га.

Физкультурные и спортивные сооружения. Стадион или комплекс­ную спортивную площадку следует располагать в системе зоны отдыха (парка, сада), вблизи клуба или школьного участка.

Размер земельного участка следует принимать 0,7 - 0,9 га на 1 тыс. жителей поселка. Состав спортивных сооружений:

- спортивное ядро - одно;

-тренировочное футбольное поле - 90 ´60 м;

- спортивные площадки: баскетбольная - 38´18 м; волейбольная - 23x14 м; гимнастическая - 40´25 м; теннисная - 40´20 м;

-спортивный комплекс с залом 30´15 м.

Предприятия торговли и общественного питания территориально размещают в общественно-деловой зоне населенного пункта. В поселках с компактной территорией, имеющих население до 5 тыс. человек, пред­приятия торговли и общественного питания концентрируют, как пра­вило, в составе общественного центра. При этом предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединяются в од­ном здании, образуя единый торговый центр. Перед магазинами, столовыми, кофе, закусочными и торговым центром целесообразно организовывать площадки для отдыха посетите­лей. Такие площадки следует размещать в зелени, оборудовать скамьями, оформлять малыми архитектурными формами.

Нормы расчета площадей предприятий обслуживания для магазинов: м2 тор­говой площади на 1 тыс. человек - 300, в том числе, продовольственных товаров - 100, непродовольственных товаров - 200м2.

Нормы расчета площадей земельных участков торгового центра для поселка с числом обслуживаемого населения, тыс. человек:

- До 1 0,1- 02 га;

- свыше 1 до 3 0,2 - 0,4 га;

- свыше 3 до 4 0,4 - 0.6 га.

Размеры земельного участка для предприятия торговли, на м2 тор­говой площади:

- до 250 - 0.08 га на 100м2 торговой площади;

- от 250 до 650 - 0,08 - 0.06 га на 100м2 площади.

Предприятия общественного питания принимаются 40 мест на 1 тыс. человек. Размер земельного участка при числе мест, га на 100 мест:

- до 50 0,2-0,25,

- свыше 50 до 150 0,2-0,15,

- свыше 150 0,1.

Предприятия коммунального обслуживания. Такие предприятия (парикмахерская, гостиница) следует располагать в составе застройки главной площади и включать в состав кооперативного здания торгового центра. Для бани, механической прачечной, котельной, хлебопекарни и др. целесообразно выделять общий участок.

Число предприятий коммунального обслуживания и размеры зе­мельных участков:

- прачечные, кг белья в смену на I тыс. чел. - 6 0, размер участка - 0,2 - 0,4 га;

- бани, мест на 1 тыс. чел. - 7, размер участка - 0,2 - 0,4 га;

- гостиница - 6 мест на 1 тыс. чел. размер участка - 0,1 га;

- хлебопекарня на 1 тыс. чел. производительностью 0,5 т, размер участка 0,2 га.

Административные учреждения рекомендуется располагать в со­ставе застройки общественного центра, на легкодоступных для пешехо­дов участках, позволяющих устраивать к зданиям подъездные пути. Число сотрудников администрации устанавливается по заданию на проектирование. Размер участка на одного сотрудника 40 - 60м 2 при этажности 2-3.

Учреждения жилищно-коммунального хозяйства (пожарное депо, кладбище традиционного захоронения) располагаются вне жилой зоны. Пожарное депо: при числе жителей до 1 тыс. чел. - одно и от 1 до 7-тыс. чел. - два, размер земельного участка 0,3 - 0,6 га. Кладбище традиционного захоронения - размер земельного участка 0,24 га на 1 тыс. чел.

Для населенного пункта следует предусмотреть необходимые категории учреждений общественно-деловой зоны, предусмотренные нормативами, с учетом численности жителей, демографической структуры, существующих, сохраняемых на расчет­ный срок объектов. Расчет вместимости, пропускной способности, размеров земельных участков и числа учреждений культурно- бытового обслуживания по видам производится в соответствии с при­ложением 7 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и за­стройка городских и сельских населенных пунктов».

Пример расчета вместимости общественных зданий и площади зе­мельных участков показан в таблице 17.

Детсад - ясли и школы. Как было показано выше, дети дошкольного и школьного возраста относятся к несамодеятельному населению. В целом доля несамодеятельного населения в данном населенном пункте составляет 50%. Для примера принята перспективная численность жителей населенного пункта - 1314 человек. Количество несамодеятельного населения, куда войдут дети дошкольного и школьного возраста, составит 1314´0,5 = 657 человек.

Таблица 17 - Расчет вместимости общественных зданий и площади при них (пример)

Наименование уч­реждений Нормативный показатель Проектный показа­тель
Вместимость здания Размер участка, м2, (га) Вмести­мость здания Размер участка, (га)
         
Детсад - ясли До 100 мест 40 м2 /чел..   0,49
Групповая пло­щадка   0,7 м2/чел   0,01
Школа 40 - 400 мест 50 м2/чел   0,66
Клуб 150 мест на 2000 жителей 0,5 -1 га   0,70
Административ­ное здание Одно на по­селок 0,3 га Одно на поселок 0,30
Отделение связи, сберкасса, отделе­ние милиции Одно на по­селок 0,2 га Одно на поселок 0,20
Торговый центр; магазин продтова­ров, магазин промтоваров Число жите­лей 1-3 тыс. чел. 0,2 - 0,4 га 1314 жи­телей 0,20
Столовая До 50 мест 0,2-0,25 га   0,20
Гостиница 6 мест на 1 тыс. чел. 0,1 га   0,10
Баня 7 мест на 1 тыс. чел 0,2 - 0,4 га   0,30
Пекарня 0,5 т на 1 тыс. чел. 0,2 га 1314 жи­телей 0,20
Пожарное депо Одно на 7 тыс. чел. 0,3 - 0,6 га 1314 жи­телей 0,60
Амбулатория   0,3 га   0,3
Больница При число коек 200 - 400 м2 0,014 м2 на одну койку 200 коек 2,80
Спортивный ком­плекс На 1 тыс. жи­телей 0,7 - 0,9 га   0,80
в том числе:        
футбольное поле 90´60 м 0,54 га   0,54
спортивные пло­щадки:        
баскетбольная 30´18 м 0,054 га   0,054
волейбольная 23´14 0,032 га   0,032
теннисная 40´20 м 0,08 га   0,08
Парк 12 м2 - на од­ного жителя 0,0012 га   1,58
Кладбище       0,24
Итого       10,385

Исходными данными по количеству детей до­школьного и школьного возраста являются данные демографической структуры местных и областных плановых и статистических органов.

Для данного примера принимаем детей до 7 лет - 22% и количество детей школьного возраста - 20%, т.е. соответственно 657´0,22 = 145 человек и 657´0,20 =131 человек. Согласно нормам (см. выше), уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями составит 145´0.85 = 123 человека. Размер земельного участка будет равным 123´40 = 4920м 2. Кроме того, плюс размер площадок для игр - 123´0,7 = 86м 2. Общая необходимая площадь земельного участка будет равна 4920 + 86 = 5006 м2, или 0,5 га.

Размер земельного участка общеобразовательной школы с уче­том 100 % -го охвата детей составляет 131´50 = 6550м2, или 0,66 га. По­лученные данные вносим в таблицу 17.

Согласно нормам, количество мест в клубе определяется от коли­чества жителей в поселке. Для нашего примера число жителей 1314 чело­век, следовательно, число мест в клубе должно быть 150. Используя нормативные данные, приведенные выше, ана­логично определяем размер земельных участков для всех других общест­венных зданий.

По результатам расчетов формируют таблицу, которую составляют по форме (таблица 17).

Вопросы для самопроверки

1. Классификация общественных учреждений по назначению.

2. Условия организации культурно-бытового обслуживания населения.

3. Учебно-воспитательные учреждения.

4. Предприятия торговли, общественного питания и бытового об­служивания.

5. Культурно-просветительные учреждения.

6. Спортивные сооружения.

7. Пред­приятия связи.

8. Лечебно-профилактические учреждения.

9. Кооперированные здания и комплексы общественных центров.

10. Расчет культурно-бытового строительства.


11 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР

1. Структура, функции, архитектурно-пространственная композиция общественного центра

2. Система городских центров

3. Размещение, структура общественных центров

11.1 Структура, функции, архитектурно-пространственная композиция общественного центра

Общественные центры в населенных пунктах формировались в рамках исторического развития. Места первоначального поселения людей образовывали, как правило, общественные центры. Города, многие из которых образовались в древности, по типу пространственной структуры можно подразделить: на округлые, рассчитанные на круговую оборону; полукруглые, примыкающие тыльной стороной к водной поверхности (река, озеро, море); сегментные, занимающие перешеек между водными преградами; секторные, занимающие пространства между сливающимися реками, оврагами и другими естественными преградами (рисунок 17).

Серьезные перемены произошли в первой половине XVIII в. Новая государственная политика Петра I, реформа армии и флота способствовали усилению роли стратегического фактора, зарождению нового, регулярного градостроительства. Возник новый тип города-крепости с системой оборонительных бастионов. В предместье такого города размещались жилые кварталы с регулярной планировкой и домами, поставленными по «красной» линии (граница улицы).

В современных условиях общественные центры населенных пунктов являются обязательным элементом архитектурно-планировочной структуры, предназначены для общения жителей, проведения культурных мероприятий, размещения предприятий торговли, административно-управленческой структуры, социально – бытового назначения. Как правило, общественный центр решают в виде площади с размещенными по периметру ее зданиями. Площадь представляет собой расширенное уличное пространство. По назначению можно выделить четыре основные группы площадей: общественные, транспортные, разгрузочные, торговые. Но чаще площадь выполняет несколько функций.

Рисунок 17 – Типы пространственной структуры городов и положение центров: а – округлые; б – полукруглые; в – сегментные; г – секторные

В городах площади имеют размер 2…5 га. Здесь благодаря крупности общественных зданий и объектов композиционное единство площади не нарушается. В сельской местности из-за небольших по объему и высоте общественных зданий (1…2 этажа) площади не должны превышать 1 га. Наиболее распространенный размер общественной площади в сельской местности – 0,3…0,5 га.

Формы площадей представляют собой правильные геометрические фигуры (рисунок 18).

Площади по схемам а, б, в, г образовались путем расширения простых прямоугольных перекрестков. Они обеспечивают удобную и безопасную развязку транспортного движения, если при проектировании использованы формы ромба или квадрата. По таким схемам целесообразно проектировать площади транспортного назначения.

       
 
   
 


Рисунок 18 – Схемы планов площадей общественных центров

Площади, спроектированные по схемам д, е называют «площади-карманы». По назначению они относятся к разгрузочным. По схеме ж устраивают обычно рыночные площади. Они обеспечивают подход и подъезд со всех сторон. Площади, устроенные по схемам з, и удобны для образования площадей общественных центров.

По приемам архитектурно-пространственной организации и застройки площади подразделяют на замкнутые, полузамкнутые и открытые. Замкнутые – когда в архитектуре играют решающую роль окружающие здания. Полузамкнутые площади предполагают с одной стороны крупные общественные здания. Открытые, когда в композиции доминируют сады и парки, водные пространства. Размер площади при различных формах застройки должен быть равным двум, трем, четырем высотам окружающей застройки.

Основой застройки площади является стремление выделить общественный центр. Для этого по периметру площади общественного центра располагают административные здания, клуб или дом культуры, торговый центр.

В сельской местности админи­страция местного самоуправления или правление сельскохозяйственного или иного другого предприятия, расположенные по периметру площади, обслуживают несколько насе­ленных пунктов. Зданию местной администра­ции желательно отводить доминирующую роль на площади об­щественного центра. Данное учреждение можно располагать с другими в едином кооперированном здании. Участок, отводимый такому зданию, не превышает 0,2 га на объект. На нем размещают само здание, небольшую площадку для стоянки автотранспорта, хозяйственный дворик, озелененные территории, малые архитектурные формы. Мощность зданий опре­деляют заданием на проектирование.

11.2 Система городских центров

Общественные здания, в которых размещают обслуживающие учреждения разного назначения, группируют в комплексы – общественные центры. Состав общественных центров включает в себя: городские центры, центры планировочных, жилых районов и микрорайонов, центры в местах приложения труда, центры в зонах отдыха. Они образует систему центров, которая образует архитектурно-планировочную структуру населенного пункта (рисунок 19).

В малых городах и населенных пунктах может быть организован единый центр. В средних городах эта система состоит из городского центра и центров жилых районов. В больших и крупных городах система центров имеет сложную структуру.

 
 



Рисунок 19 – Система центров в больших и крупных городах


11.3 Размещение, структура общественных центров

Общественные центры могут быть расположены в центре населенного пункта либо смещены к въезду в него, занимать наиболее благоприятное в природном отношении места (возвышенность, берега водоема, водотока), располагаться на пересечении основных магистралей и сочетаться с декоративным озеленением.

Общественные центры необходимо изолировать от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок полосами зеленых насаждений, либо располагать их с одной из сторон центральной площади населенного пункта.

При решении планировки общественного центра необходимо соблюдать ряд требований: социальных – сосредоточение в нем всей общественной жизни населения; функциональных – многообразие услуг, предоставляемых населению культурно-бытовыми и торговыми объектами; градостроительных – удобные связи центра со всеми структурными элементами населенного пункта и внешней средой; художественных – приоритетное участие в создании выразительного облика всего населенного пункта.

В больших и крупных городах учреждения общегородского значения многочисленны и разнообразны. Их нельзя концентрировать только в центральной части города. Чрезмерное скопление общественных зданий повлечет за собой перегрузку центра потоками транспорта и пешеходов. Поэтому центр города целесообразно формировать из зданий административно-общественного назначения, крупных театров, концертных залов, музеев, мемориальных сооружений, включая площади для массовых демонстраций и митингов. В целях разгрузки центральных районов города и приближения обслуживания к месту жительства населения часть объектов городского значения целесообразно располагать в центрах планировочных районов. Это приводит к необходимости создания центров специализированного назначения. К ним относятся учреждения одного вида обслуживания или функционально взаимосвязанных видов. В зависимости от конкретных условий такие центры можно группировать или размещать раздельно на удобных для них территориях города. Некоторые центры обслуживают население не только города, но и области, республики, страны.

В градостроительной практике наибольшее распространение получили комплексы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, сконцентрированные в одном месте, - торговые центры. Они создают максимум удобств для покупателей, экономят их время, позволяют променять новую технику и прогрессивные методы торговли.

В крупных городах создаются: научные и учебные центры, включающие научно-исследовательские институты, лаборатории, испытательные полигоны, учебные заведения. Размещают их в удобных местах - академгородках (Красноярск, Новосибирск и другие); медицинские центры специализированного назначения (кардиологические, онкологические и др.); спортивные, выставочные центры, центры искусств. Комплекс городских центров, объединенных системой улиц, магистралей площадей, бульваров, парков, одновременно с решением сложных функциональных задач способствует созданию оптимальной пространственной организации города. Система общественных центров является основой формирования взаимосвязанных архитектурных ансамблей, разнообразных по содержанию и пространственной композиции. При этом в композиции центров должны быть четко выделены главные ансамбли: улицы, площади, ведущие общественные здания, монументы и мемориальные комплексы, исторические и архитектурные памятники.

При планировке центра большое значение имеет организация транспорта: изоляция центра от транзитного движения и в то же время близость от остановок общественного транспорта; организация пешеходных зон, улиц и площадей; четкое отделение подъездов грузового транспорта к учреждениям от подходов посетителей; рациональное размещение автостоянок. В центрах крупных и крупнейших городов целесообразно использовать подземное пространство для размещения гаражей, автостоянок, транспортных проездов, учреждений городского уровня торгово-бытового назначения и культуры.

В сельских населенных пунктах общественные центры должны отражать и развивать традиции сельских архитектурных ансамблей, являться одним из главных элементов планировочной структуры. Их лучше размещать в центре поселка на центральной площади, на пересечении основных магистралей, или смещать к въезду в него, располагать на возвышенности или в прибрежной полосе водоема, водотока с устройством набережной. При решении планировки общественного центра в поселке, как и городе, необходимо соблюдать ряд требований: социальных, функциональных, градостроительных, художественных. Решение центра должно быть экономически целесообразным за счет функциональной группировки и концентрации обслуживания, применения зданий кооперированного и блокированного типа.

Наиболее рациональной фигурой плана площади общественного центра для сельских населенных пунктов можно считать несколько удлиненный прямоугольник. Соотношение сторон площади прямоугольной формы рекомендуют принимать в пределах 2:3…3:5, у вытянутых площадей это соотношение может быть 1:3…1:4. При организации центра на завершении главной улицы соотношение ширины площади к ширине улицы должно быть не менее 3:1. Определенная зависимость существует между размерами площади и высотой окружающей застройки. При оптимальном угле восприятия (28°…34°) для двух-трехэтажной застройки соотношение между высотой здания и наибольшими габаритами замкнутой площади составляет 1:6…1:8. Образец эскиза планировки общественного центра сельской местности показан на рисунке 20.

Рисунок 20 - Эскиз планировки застройки и озеленения сельского общественного центра

При свободной застройке центра отдельными объектами, когда композиция строится на чередовании зданий и пространств, размер внутреннего свободного пространства должен быть не менее двух высот окружающей застройки. Застройка площади общественного центра на селе может быть закрытого или открытого типа. В первом случае по ее периметру размещают здания. Во втором случае часть площади ориентирована на водное или другое открытое пространство.

Вопросы для самопроверки

1. Структура, функции, архитектурно-пространственная композиция общественного центра.

2. Система городских центров.

3. Центры городского уровня, структура и функции городского центра, архитектурно-пространственная композиция.

4. Дайте характеристику площадей по приемам архитектурно - пространственной организации.

5. Перечислите требования, которые необходимо выдерживать при решении планировки общественного центра.

6. Начертите схемы площадей наиболее удобные для размещения общественного центра.

7. Перечислите специализированные центры.



12 РЕКОНСТРУКЦИЯ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

1. Реконструкция жилых территорий

2. Цель и задачи реконструкции

3. Выявление районов перспективного строительства

4. Виды реконструкции

5. Очередность и этапы осуществления мероприятий по реконструкции жилой зоны

6. Реконструкция производственных территорий

7. Социальные и архитектурно-планировочные задачи реконструкции

12.1 Реконструкция жилых территорий

В градостроении к понятию «форма» относят здания и сооружения, закрепленные в натуре, к понятию «содержание» - стремление жителей к улучшению условий проживания. Закон единства формы и содержания требует поддержания этого единства в следующем соотношении – форма должна соответствовать содержанию. Поэтому неотъемлемой частью развития современного населенного пункта является непрерывный процесс сохранения, обновления, приспособления и оптимизации застройки, транспортной системы, инженерно-технического обеспечения, озеленения и благоустройства. Этот процесс представляет собой реконструкцию. Реконструкция жилых территорий - изменение планировочной структуры населенного пункта в существующих границах или его части, параметров объектов капитального строительства (их частей), путей транспорта и инженерно-технического обеспечения, благоустройства с целью их улучшения, совершенствования и оптимизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: