Истребование сведений

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Процессуальным документом, подводящим итоги административного расследования по делу, является протокол об административном правонарушении (ст. 28.2. КоАП РФ), кроме случаев, когда наказание назначается без его составления (ст.28.4. и ч. 1 ст. 28.6. КоАП РФ).

В соответствии с приказом МВД РФ от 2 июня 2005 г. N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» участковый уполномоченный милиции вправе составлять протоколы об административных правонарушения, которые:

- рассматривает и выносит по ним постановления непосредственно в ОВД (ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ);

- рассматривают иные органы исполнительной власти (п. 1 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении подписывается участковым уполномоченным милиции, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Ст. 28.5. КоАП РФ установила сроки составления протокола об административном правонарушении. Например, протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Особенно хочется отметить сроки составления протокола при проведении должностным лицом полноценного административного расследования.

Так, после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Следует иметь ввиду, что административное расследование всегда проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Если протокол об административном правонарушении не рассматривается лично участковым уполномоченным милиции, то он направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента его составления.

При этом протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ст. 28.8. КоАП РФ).

Любопытным представляется тот случай, когда в переданном протоколе и других материалах судьей, органом или должностным лицом будут обнаружены недостатки. В этом случае, недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от указанных лиц. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Заканчивая рассмотрение административного расследования как первой стадии производства, следует остановиться на его упрощенном варианте, когда наказание назначается без составления протокола об административном правонарушении.

В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного МРОТ, то протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф.

В том случае, когда оспаривается наличие события административного правонарушения и (или) назначенное наказание либо лицо отказывается от уплаты административного штрафа на месте, протокол об административном правонарушении составляется в обычном порядке.

Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, определен, в ст. 32.3. КоАП РФ. В этом случае лицу, привлекаемому к административной ответственности, выдается постановление-квитанция установленного образца. В постановлении-квитанции указываются дата ее выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья КоАП РФ либо соответствующего закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма взыскиваемого административного штрафа. В постановлении-квитанции о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, должна быть указана также информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Заслуживает особого внимания порядок наложения взыскания за совершение административных правонарушений в области дорожного движения (Гл. 12 КоАП РФ). В этом случае постановление о наложении административного штрафа оформляется вышеуказанным порядком (выдается постановления-квитанции), однако сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, непосредственно в банк или в иную кредитную организацию.

Производство по дело делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел (милиции), происходит в определенной последовательности, в определенных стадиях. Каждая стадия производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел (милиции), обладает определенными признаками и отличительными чертами.

Так, каждая стадия имеет свои индивидуальные, только ей присущие задачи, вытекающие из общих задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1. КоАП России «Задачи производства по делам об административных правонарушениях»).

Каждая стадия имеет свой порядок осуществления процессуальных действий, которые регламентируются законодательством;

Каждая стадия имеет свой круг участников, наделенных определенными правами и обязанностями.

Каждая стадия, как правило, протекает во временных границах, установленных законом (общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении 15 дней, срок для обжалования вынесенного постановления по делу об административном правонарушении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу).

Каждой стадии присуще специфическое проявление принципов производства по делам об административных правонарушениях.

Каждая стадия завершается принятием процессуального документа (протокола, постановления, определения), который как бы подводит итог процессуальной деятельности в стадии и создает определенный режим для работы последующей стадии.

На каждой последующей стадии осуществляется проверка правильности действий на всех предшествующих стадиях.

Среди общих черт, объединяющих все стадии, следует отнести то обстоятельство, что характер производства на той или иной стадии подчинен общим задачам производства по делу об административном правонарушении.

Следует сказать, что все стадии равнозначны, важны, поэтому их нельзя противопоставлять. Кроме того, есть группа административно-процессуальных норм, которые используются во всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел ст. 4.1. «Общие правила назначения административного наказания», ст. 4.2. «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность», ст. 4.3. «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность», ст. 24.5. «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении», 26.2 «Доказательства» - Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях и др.

Таким образом, можно сказать, что стадия производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, - это отдельная часть производства, имеющая индивидуальные, присущие только ей задачи, включающая в себя совокупность определенных процессуальных действий, выполняемых в установленном законом сроки на основе принципов административного производства, имеющая самостоятельный круг, субъектов, наделенных определенными правами и обязанностями и завершающаяся принятием соответствующего процессуального документа.

Кодекс Российской Федерации об административных истративных правона включает в себя нормы, регламентирующие порядок осуществления той или иной стадии. Глава 28 - «Возбуждение дела об административном правонарушении», Глава 29 - «Рассмотрение дела об административном правонарушении», Глава 30 -«Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях», Глава 32 - «Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний».

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания без составления протокола осуществляется при совершении административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда. В данном случае имеет место, сокращенное производство или как его называют в юридической литературе упрощенное производство по делам об административных правонарушениях.

Упрощенному производству по делу об административном правонарушении в органах внутренних дел (милиции), как и обычному, присущи следующие процессуальные действия: выявление правонарушения и предъявления обвинения (разъясняется сущность совершенного лицом правонарушения и предусмотренного за него наказания), рассмотрение дела и вынесение решения (выясняются обстоятельства дела, налагается административное наказание в виде предупреждения и административного штрафа, которое объявляется лицу, совершившему правонарушение), исполнение решения о наложении административного наказания. Таким образом, производство начинается с момента совершения субъектом административной юрисдикции (должностным лицом органа внутренних дел) первого процессуального действия по делу об административном правонарушении.

В случае если лицо, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в обычном порядке.

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица органа внутренних дел (милиции) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1. относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2. имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом;

3. правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4. имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5. достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6. имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом органа внутренних дел (милиции) разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1. о назначении времени и места рассмотрения дела;

2. о вызове лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3. об отложении рассмотрения дела;

4. о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5. о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5. КоАП России (отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного законом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействия); действие лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом органа внутренних дел (милиции), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо органа внутренних дел (милиции), рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в органе внутренних дел (милиции):

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению,

2) кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

3) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

4) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

5) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, порядке, выясняют причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

6) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

7) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

8) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

г) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

д) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

1. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и наказания других лиц,

2. участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Завершается производство по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел (милиции), исполнением постановления по делу, когда оно соответствует объективной истине и не оспаривается сторонами.

Таким образом, деятельность участников административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фраз развития или стадий. Итак, под стадией следует понимать сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: