Основной вопрос философии

Первый вопрос философии, он же основной – это вопрос об отношении сознания к материи. Дискуссии по этому вопросу идут с древности. Содержание и смысл этого вопроса описаны Энгельсом в брошюре «Людвиг Фейербах» и конец классической немецкой философии. Он сформулирован в современной форме Гегелем в «Науке логики».

В структуре ОВФ три уровня:

Первый, фундаментальный уровень.

Выделен Энгельсом в указанной брошюре. Состоит из двух сторон. Первая из них содержит вопрос «что является первичным?». Эта сторона состоит из трех смыслов: 1) что существует первым? 2) что является свойством другого? 3) что отражает другое?

Решение вопроса о первичности имеет два подхода:

1. Дуалистический – в основе мира лежит и сознание, и материя. Декарт считал материю и дух независимыми, а человека – их соединением. Кант полагал, что вещи существуют объективно вне зависимости от сознания, но отрицал познаваемость этих вещей человеком и рассматривал последнее как самостоятельную сущность. Дуализм также называют эклектикой.

2. Монистический – в основе мира лежит или сознание, и ли материя. В рамках этого подхода существует два течения: материализм и идеализм.

Материализм предполагает первичность материи в трех указанных смыслах. Суть материализма в понимании мира как он есть, без введения посторонних факторов – бога, идей и других.

Идеализм исходит из первичности сознания. В основу идеализма кладется идея о том, что сознание является основой материи. Высшая форма развития идеализма – философия Гегеля, а впоследствии он пришел в упадок. Идеализм существует в двух формах: объективный и субъективный. Объективный (Платон, Гегель) признает существование в основе мира некоего объективного сознания, не зависящего от человека. У Платона мир иллюзорен, он является лишь отражением реального мира – мира идей, Эйдесов. Гегель видел мир как порождение сверхидеи, существующей вне времени и пространства. Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения. Мир является совокупностью наших ощущений. Основной тезис СИ – все, что мы знаем о мире, знаем при помощи наших ощущений. Последовательный субъективный идеализм приводит к солипсизму, т.е. признанию того, что для каждого человека существует он один, а остальные – лишь его ощущения.

Аргументы религиозного идеализма – доказательства бытия бога. 1. Космологическое – должна быть первопричина существования мира. 2. Телеологическое – раз есть целесообразность, должен быть породивший ее разум. 3. Онтологическое – всесовершенный бог должен существовать, так как существование – признак совершенства. Кант раскритиковал все, но вывел четвертое: признание бога есть нравственная потребность человека.

Вторая сторона ОВФ это вопрос о познаваемости мира. Отрицание познаваемости мира – агностицизм. Классики агностицизма Д. Юм и И. Кант. Материализм связан преимущественно с признанием познаваемости мира.

На основе первого уровня выделяются еще два уровня ОВФ.

Второй уровень ОВФ состоит из трех вопросов. 1. О сущности мира 2. О сущности сознания 3. О сущности отношения второго к первому.

Третий уровень ОВФ. Вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перспективах существования. Человек на этом уровне рассматривается как целостный материальный человек, наделенный сознанием.

Существует проблема разрешимости ОВФ. Это связано с тем, что ограниченные возможности человека не позволяют выводить достоверные суждения о бесконечном мире.

Партийность философии – одно из ее важнейших свойств. В широком смысле это деление на материализм и идеализм. Она коренится в решении ОВФ, который предполагает два взаимоисключающих решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: