Античный идеализм

Для идеалистов человек – душа. Земная жизнь – отблеск «реальной жизни» в другом мире.

Элейская школа. Конец 6 века – 2 ½ 5 века bc. Парменид. Первый метафизик, отрицает движение. Мысль о предмете и предмет – это одно и то же. Мысль не может быть отделена от бытия. Поэтому небытия – пустоты – не бывает. Мир – сплошная шаровидная масса вещества. Мир неделим, нет множества отдельных вещей, а есть только единый мир. В основе всех явлений противоположность света и тьмы. Чувства не дают нам истинной картины мира. Истинная картина мира открывается и удостоверяется только умом. Картина состоит в том, что мир тождествен, не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен.

Зенон. Последователь Парменида, согласен с его убеждениями. Создатель апорий – доказательств неподвижности бытия. Апории – «стрела», «дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Мелисс. Повторяет учение Парменида. Но вводит важное новшество: мир бесконечен (у Парменида конечен). Конечный мир не может быть вечным, потому он бесконечен.

Пифагор и пифагорейцы. 6-5 век bc. Верили в переселение душ. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир делим: проникая в тело мира, пустота разделяет и создает вещи. Таким образом, мир состоит из материи и пустоты, которая разделяя материю, создает вещи. В основе мира лежат числа. Числа восходят к первичным понятиям «предела» и «беспредельного». Беспредельное – неоформленное вещество, а предел – начало оформления. Числовыми отношениями не только определяются отношения и порядок вещей, но числа принимаются поздними пифагорейцами за начала и в качестве материи вещей и в качестве выражения их состояний. Основная для пифагорейцев противоположность предела и беспредельного дает начало ряду производных противоположностей; нечетного и четного, единого и многого, покоящегося и движущегося. Согласно пифагорейцам, мир образуется в процессе гармоничного устроения противоположностей и в результате принимает форму шара.

Платон 427-347 У Платона существует мир идей и реальный мир, который являетщщся его отражением. Идеи воплощаются в бесформенную материю, порождая вещи. Эта концепция названа гилеморфизмом. Вещи конечны, а понятие остается всегда, поэтому идея первична. Человек – соединение смертного тела и бессмертной души. Процесс познания – воспоминание души о мире Эйдосов. Человек – соединение материального тела и души, которая является частью мира Эйдосов. Идеи – основа мира. Высшая идея – идея абсолютного блага (атагон), она же – мировой разум.

Аристотель 384-322 Колебался между материализмом и идеализмом, ближе к объективному идеализму. Истоки материализма в его учении о неразрывности сущности и формы. Сущность (материя) – пассивное начало, а форма – активное, делающее вещь тем, что она есть. Идея первична. В вещи важнее не материя, а форма. Вводит понятие «формы форм» - что-то вроде первоидеи, являющейся основой мира и приводящей его в движение. Бесформенная материя – небытие. Пять первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь, эфир.

Форма – сущность вещи. Причина – «то, откуда» происходит вещь. Цель – «то, ради чего» все происходит. Высшая цель – Благо. Материя вечна, несотворима, неуничтожима. Форма – причина появления многообразных вещей из однообразной материи. Причина существования вещей – Бог, начало всех начал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: