Философия эпохи Возрождения ( XIV - XVII вв.)

Предпосылки:

• совершенствование орудий труда и производственных отношений;

• кризис феодализма;

• развитие ремесла и торговли;

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и

политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

• появление первых парламентов;

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия,

станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). Крупнейшее достижение науки того времени – гелиоцентрическая система Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира => коперниканская революция в естествознании => усиление материалистических тенденций => пантеизм - религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое.

Развивались такие направления как гуманизм, неоплатонизм и натурфилософия.

Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. центр Италия. К основным чертам гуманизма относились:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;

• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма:

• противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский – один из крупнейших философов-пантеистов, утверждал что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не в следствии схоластических рассуждений. В философии К. возникли важные элементы диалектики, прежде всего учение о «совпадении противоположностей», которое философ обосновывал в основном на материале математики. Однако понимание совпадения противоположностей на высшем единстве мира достигается К лишь интуитивным, а не логическим путем. Зачатки диалектики еще не получили вполне рациональную форму. Наиболее ярким синтезом противоположностей выступает Бог, так как, с одной стороны, он находится повсюду, поэтому есть все, а с другой, - Он нигде не Находится определенно, т.е. Он ничто. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как телесное существо, и бесконечен в своих духовных проявлениях. С проблемой противоположностей связана у Николая и проблема истины которую он понимал в тесной связи с заблуждением, полагая, что для истины заблуждение требуется как тень для света. Он считал, что познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более или менее точных представлениях. Николай Кузанский защищал концепцию знающего (ученого) незнания- даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания. Знает по настоящему тот кто знает свое незнание". - заявляет он. Процесс познания совершается по пути, приближающем нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непознаваемым.

Натурфилософия. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получила особое распространение.

• обосновывали материалистический взгляд на мир;

• стремились отделить философию от теологии;

• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Джордано Бруно – пантеистическая философия основанная на учении Коперника. Б решительно против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею «двойственной истины» (т.е существование религиозной и научной истин). Право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Материальная вселенная едина и бесконечна. Солнечная система – один из множества миров. Пошел дальше Коперника, который считал что вселенная конечна. Бруно отвергал идею творения и обусловленности природы Богом как внешнего источника ее существования. Таким образом, Бруно стоял на позициях радикального пантеизма. Материю Бруно рассматривал как состоящую из атомов, следуя в этом отношении за античными атомистами. Все в природе, согласно Бруно, состоит из неделимых частиц, атомов, которые определяют единство всех вещей. Атомистическое понимание природы Бруно формулирует в виде концепции минимума: в мире не существует ничего, кроме минимума, который определяет все в мире, весь максимум. В минимуме заключена вся сила, а потому он представляет собой максимум вещей. Абсолютный минимум во Вселенной - это атом, в математике - точка, в сфере

метафизики - монада. Минимум или монада образуют все то, что определяют максимум и целое. В монаде отражаются все свойства природы. Здесь Бруно стоит на позициях диалектического совпадения противоположностей. В своей диалектике Бруно идет вслед за Николаем Кузанским, но распространяет эту диалектику на всю природу.

Согласно Бруно, вся Вселенная одушевлена, ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называет "мировой душой". Всеобщей одушевленностью Бруно объяснял причины движения в природе, которая обладает свойством самодвижения. Признавая всю природу одушевленной, Бруно тем самым занимал позиции гилозоизма, который в то время, в условиях господства схоластики и теологии, играл прогрессивную роль, так как признавал человека частью природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: