Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: Феноменология духа"; "Наука логики"; "Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
|
|
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала.
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
|
|
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
13. Философия Людвига Фейербаха [1804-72].
Л.Ф. выступил с острой критикой идеализма, хотя первоначально сам принадлежал к сторонникам Гегеля. С т.з. Ф. идеализм – рационализированная религия, а философия и религия противоположны по самому их существу. В основе религии – вера и догматы, в основе философии – знание и стремление к открытию истинной природы вещей. Поэтому Ф. видит главную задачу философии в критике религии, разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Идеализм и религия по Ф. возникают из отчуждения человеческой сущности и при приписывании богу человеческих атрибутов. Таким образом человек, как творец бога, становится сам творением бога и лишается самостоятельности. Человек же Ф. – часть вечной природы, наиболее совершенная.
Материализм Ф. является антропологическим, существенно отличаясь от материализма XVIII в. Материализм Ф. – органический, а не механический; теперь природа это организм, а не механизм. В центре философии Ф. не материя, а человек как психофизическое единство души и тела. Таким образом он отвергает примат души над телом - идеалистическую трактовку. Человеческая природа трактуется Ф. биологически, а не как исторически-духовное образование. В теории познания Ф. выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение – единственный источник нашего познания. Разум как способ познания по Ф. – изобретение идеалистической спекуляции; с помощью органов чувств можно познать как физические объекты, так и психологические состояния других людей. Таким образом Ф. встал на защиту природно-биологического начала в человеке.
«Объект» по Ф. это другой человек. Признание существования других людей и вещей вытекает из альтруизма, и его морали, которая по Ф. должна заменить иллюзорную связь с богом и любовь к нему, как ложную форму любви к другим людям.
Произведения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845).