Философия XVII века

Развитие буржуазного уклада, первые революции (в Англии и Нидерландах), развитие новых производительных сил обусловили быстрый прогресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция – механика Ньютона, дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон, Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины.

В новое время материализм возникает первоначально в Англии и представлен во взглядах Бэкон а (1561-1626). Бэкон подверг глубокой критике основы схоластической философии, которая по его мысли, основана на 4 «идолах» или «призраках» (т.е. заблуждениях) – идолы рода, пещеры, площади и театра. Идол театра – слепая вера в авторитеты, характерная для религиозной схоластической философии. Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или совокупности вещей. Материя по Б обладает движением, которую он понимает как активную внутреннюю силу, «напряжение» материи. Она обладает первичными формами (формой тепла, формой света и тд).при этом Б еще не сводит движение к его механической форме. Различает 19 видов движения. Однако Б.а за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Бэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (эмпиризма) глубоко исследовал аналитический, индуктивный метод научного познания - метод восхождения от единичного к общему. При этом ему была свойственна некоторая недооценка рационального познания, дедуктивного метода – метода рассуждений от общего к единичному. Также материализм Б. страдал существенной непоследовательностью: он не отрицал существования бога (который создал мир, но не вмешивается в его дела), признавал принцип «двойственности истины», то есть был материалистом только в обьяснении природы.

Гоббс – «систематик бэконовского материализма», развивал учение механистического материализма. Был атеистом, отвергал концепцию двойственности истины. Мир –это совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г сводит также духовную жизнь. Люди – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г выводит:

1. отрицание существования душ как особых субстанций

2. признание материальных тел в качестве единой субстанции

3. утверждение что вера в бога только плод воображения

Г.отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. Критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знание единичных фактов, дет лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком т.е. способностью имен становиться знаками общих идей. Защищал теорию общественного договора, идеал – абсолютная монархия (неограниченный характер государственной власти)

Локк – разработка и обоснование принципа сенсуализма. Все человеческие знания имеют чувственное происхождение, отрицал учение Декарта о «врожденных идеях» (разум от рождения чистая доска, «tabula rasa»). Все что мы знаем- результат воздействия среды, письмена записанные на чистой доске.

- теория первичных и вторичных качеств

Первичные качества (объективными качества) – протяженность, форма, непроницаемость, движение. Вторичные качества (субъективные) – те что возникают, когда первичные качества воздействуют на человеческие органы чувств (цвет, запах, вкус).

Спиноза – материализм в своеобразной пантеистической и теологической форме. Мир – бесконечная природа, или материальная субстанция,которую он так же называет богом.

Субстанция по С. – то, что не нуждается для своего существования в чем-либо ином – боге, духе итд. Субстанция причина самой себя и обладает множеством всеобщих свойств (атрибутов). Нам известны два: протяженность и мышление. Материя одушевлена (гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности мира)

Движение лишь модус т. е. частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция вечна, неизменна, бесконечна и совершенна т.к. является причиной самой себя.

Декарт – в философских взглядах выделяется два раздела: физика – учение о природе и метафизика – учение о сверхприродном. Признавал существование двух субстанций – материи (обладает атрибутом протяженности) и духа (атрибутом мышления). Материя это бесконечная вселенная, состоящая из корпускул, делимых бесконечно.

Концепция рационализма - разум это высший способ постижения истины, он всемогущ и непогрешим. Центр. место – методологический прием сомнения. Ничего не принимай на веру, все подвергай сомнению. Рационализм неизбежно приходил к идеализму и идее существования особого, чисто рационального источника знаний => врожденные идеи (в первую очередь математические аксиомы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: