Э. – философия существования, иррационалистическое направление в современной западной философии, возникшее в ХХ в., как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека эпохи кризиса 40-60-х гг. ХХ в. Идейные истоки Э. - философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Бовуар). Онтологию Хайдеггера обычно относят к «пограничному состоянию». Э. рассматривает человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.
Человеческое существование это поток переживаний, очищенных от внешних, жизненных влияний.= экзистенция.
Важнейший фактор существования это смерть. существование определено к смерти, она реальность, бытие.
Человек свободен перед лицом смерти.
Также человек принимает на себя ответственность, т,.к. Живе среди людей.
В этом трагедия человеческого существования. Будет смерть, а человек одинок и испытывает давление сил природы.
Трагедия порождена отчуждением человека от общества, подавлением личности.
Э. как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Э. возник как пессимистическое мировоззрение, один из главных вопросов Э. – «как жить человеку либерального общества во время исторических катастроф?». Э. суть реакция на просветительский рационализм и позитивизм. Э. отвергает «объективный» подход к действительности, отрицая безликий характер научного исследования человека и всей действительности в целом. Таким образом, Э. противопоставляет философию науке: предметом философии является «бытие», а науки – «сущее». Бытие познаётся через существование (экзистенцию) самого человека. Экзистенция – центральное ядро человеческого Ego, неразделимая целостность объекта и субъекта. При этом в обыденной жизни человек не ощущает себя экзистенцией, для чего необходимо оказаться в т.н. «пограничной ситуации» - перед лицом смерти. Таким образом человек обретает свободу, состоящую по Э. в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал своё Ego каждым своим действием или поступком. Человек Э. несёт ответственность за всё, что он делает, не оправдывая себя «обстоятельствами». По Бердяеву, чувство вины за всё совершающееся вокруг человека – чувство человека свободного (Homo Liber). Э. – протест против обывательского конформизма и ощущения себя деталью общественного механизма. Следовательно, человек ответственен за всё, что происходит в истории. Свобода в Э. это свобода этическая, а не социальная (в целом социальная позиция у философов-Э. разнородна).
Для Э. характерно интуитивное постижение реальности. Многие поздние философы-Э. считают, что философия по своему методу познания ближе к искусству, нежели к науке (антисциентизм). Э. оказал огромное влияние на литературу и искусство Запада 40-60 гг. ХХ в., а через них на значительную часть интеллигенции.






