Позитивизм, махизм, нео- и постпозитивизм

1)Первый позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Д. Милль, Г. Спенсер.

2)Эмпириокритицизм (махизм). Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

3)Неопозитивизм (логический позитивизм). Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4) Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, И.Лакатос, Пол Фейерабенд, Полани, Тулмин.

П. - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии решить фи­лософские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др. край­ность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство по­лучения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бы­тии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не мо­гут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложны­ми или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» («позитив­ной») философии, построенной по по­добию эмпирических наук и являющей­ся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отноше­ниях доведенный до крайних логических выводов, но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (от­рицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем П. был Конт, к-рый ввел этот термин. Представители первого этапа развития позитивизма — Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера).

Возникновение второго эта­па П.— эмпириокритицизма относится к 70—90-м гг. XIX в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, к-рого еще при­держивались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолко­вывались с позиций крайнего психоло­гизма, переходящего в субъективизм. Основной закон познания махизма – экономия мышления. Махизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или «ничьих» ощущений. Вводя учение о принципиальной коорди­нации, т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, махизм превращается в систему субъективного идеализма. Махизм— возрож­дение берклианства и юмизма, прикры­ваемое требованием нейтральности в философии. Махизм был связан также с мето­дологическим кризисом в физике, со школой физического идеализма.

Возникновение и формирование но­вейшего П., или неопозитивизма, свя­зано с деятельностью Венского кружка. Неопозитивизм - одно из рас­пространенных направлений философии ХХ в. Неопозитивизм счи­тает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или кон­кретно-научном мышлении, а филосо­фия возможна только как деятельность по анализу языка, в к-ром выражаются результаты этих видов мышления (Ана­литическая философия). Философский анализ с т. зр. неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь «данным», т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы неопозитивизма, напр. ранний неопозитивизм венского кружка, ограничивая «дан­ность» индивидуальными пережива­ниями, объективно склонялись к субъек­тивному идеализму. Наиболее влиятель­ной разновидностью неопозитивизма явился логиче­ский позитивизм. С 30-х гг. XX в. регулярно созывается ряд международных конгрессов и осу­ществляется широкая пропаганда идей неопозитивистов в печати. Рекламируя себя в качестве «научного эмпиризма», неопозитивизм оказы­вает в этот период заметное воздей­ствие на различные круги ученых, под его влиянием складывается ряд идеали­стических концепций в истолковании открытий науки. Начиная с 50-х гг. неопозитивизм переживает идейный кризис, связанный с неспособностью решить реальные проблемы научного мировоззрения и ме­тодологии науки. Это выражается, в частности, в резкой его критике со сто­роны таких направлений философии науки на Западе, как постпозитивизм и критический рационализм.

Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Исторически первым учением, положившим начало постпозитивизму, был критический рационализм Карла Поппера, который критиковал положения неопозитивистов в целом и Венского кружка в частности. Учение Поппера было дополнено и развито Лакатосом. Вторая основная линия постпозитивизма восходит к историческим исследованиям Т. Куна, которые привели к появлению понятий «научная парадигма» и «научная революция». Научное исследование, утверждает Кун, строится в соответствии с преобладающей системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к господству в каждую эпоху некоторой парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмой, причём выбор парадигмы диктуется не неким «прогрессом знания», а зачастую психологическими и иными вненаучными факторами. К постпозитивизму близки по духу исследования французской эпистемологической школы (неорационализма), в особенности Г. Башляра и М. Фуко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: