Структура научных теорий. Исходные допущения, принципы и понятия теории. Научные законы. Логика и математический аппарат теории. Эмпирический базис теории

Предметная область теории – что является предметом рассмотрения теории. Науч. теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных абстрактных объектов, их свойствах и отношениях (геометрическая линия, плоскость в матем-ке, геометрическое черное тело, общественно-экономическая формация, цивилизация…).

1 способ: идеально-абстрактный объект создан на основе процедуры абстракции и идеализации. В ходе идеализации происходит наделение эмпирического объекта крайними возможностями их интенсивности (от 0 до 100). При создании идеальных объектов важно помнить: 1) исходным пунктом мысли яв-ся эмпирический объект, его определенные свойства и отношения, 2) мысленное движение заключается в количественном усилении какого-либо качества, т.е. доведение его до абсолютного качества (макс., мин.), 3) в результате создается новый, чисто мысленный объект со свойствами, которые уже не возможно наблюдать.

2 способ: идеальный объект вводится по определению, эмпирического прообраза не существует, такие объекты существуют преимущественно в математике.

Зачем нужны идеальные объекты:

1) Инструменталистское объяснение – Эрнст Мак в нач. 20 в.: В науке необходимо мыслить по принципу экономии мышления. Он считал, что основное предназначение этих идеальных объектов – упрощать, систематизировать реальность для того, чтобы из небольшого числа допущений выводить максимально большое число эмпирических проявлений следствий. Они позволяют компактно хранить и транслировать информацию в культуре.

2) Эссенционалистское объяснение – идеальные объекты описывают сущности явления, очищая их от случайности. В наст. момент вопрос о соотношении идеальных объектов и реальности однозначно не решен. Взаимосогласованная сеть идеальных абстрактных объектов образует теоретическую модель или теоретическую схему. Например, система таких идеальных абстрактных объектов, как материальная точка, система отсчета, квазиупругая сила, образующая модель малых колебаний. Теоретические модели бывают двух уровней: 1) фундаментальные (общие) 2) частные. Модель механического движения Ньютона – фундаментальная теоретическая модель. Частными моделями м/б: вращение тел, вращательное колебательное движение. Научный закон – описание связей и отношений идеальных абстрактных объектов в теоретической модели. Законы формулируются относительно. Науч. закон не тождественен обобщению эмпирических факторов. Науч. закон – утверждение, имеющее универсальный характер и описывающее в концентрированном виде важнейшие аспекты изучаемой предметной области. Закон всегда формулируется специальным науч. языком и он не может быть применен к практике непосредственно без окружающей его теории. Для своего приложения к практике он требует определенных промежуточных теорий и определенных процедур. В конечном итоге структура научной теории выглядит след. образом:

1) с т.зрения Степина:

а) это фундаментальная теоретическая схема, основные категории и понятия

б) дополнительные теоретические схемы меньшего уровня обобщения, конкретизирующие фундаментальную схему

в) модель изучения области с прописыванием основных связей между ее элементами

г) логическая схема правил вывода способов доказательства теорий, принципов, оформления знания

д) языковые принципы построения правильных выражений и представлений результатов

е) импретационная схема программирующая переход от концептуальных схем к фактам

2) с т.зрения И.В. Кузнецова:

а) есть основание теории, в нее входят метафизические базисные допущения, эмпирический базис, первичные объекты теории, идеальные абстрактные объекты и теоретическая модель (схема)

б) ядро научной теории – предполагает совокупность основных законов или совокупность основных положений теорий

в) приложение конкретизирующих утверждений, т.е. это утверждение из общих положений ядра теории, это логическое следствие из теории. Это множество интерпретационных процедур, совокупных положений применения теорий, связанных с эмпирическим материалом теории. Виды теорий:

1) по дисциплинарному: математические, педагогические, социологические, биологические, т.е. соответствующие определенным наукам

2) по способам построения: дескриптивные, описательные, индуктивно-дедуктивные

3) по характеру решаемых задач: фундаментальные и прикладные

4) с т.зрения точности предсказания: достоверные, вероятностные (стохастические)

ЛО́ГИКА( греч. λογική – наука о мышлении, от λόγος – слово, речь, разум, рассуждение) – наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. Основная цель Л.– выяснение условий истинности познания, выработка эффективных логич. аппаратов и правильного метода познания. Слово "Л." употребляется также для обозначения закономерностей развития и взаимосвязей предметов и явлений объективной действительности (в этом смысле говорят об "объективной Л.", "Л. классовой борьбы" и т.п.) и закономерностей рассуждения ("Л. мышления", "Л. доказательства").

ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС (в науке) — элемент структуры научного знания, обеспечивающий связь концептуально-теоретического аппарата науки с реально данным в наблюдении и эксперименте объектом (см. Эмпирическое и теоретическое знание). Данные наблюдения и эксперименты составляют материал эмпирического базиса, однако мы всегда получаем и используем их в контексте некоторого концептуально-теоретического истолкования, что позволяет говорить о “теоретической нагруженности опыта” в науке. Эта двойственность эмпирического базиса всегда обусловливала определенные трудности его философско-гносеологического осмысления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: