Философские основания науки. Научная картины мира. Состав картины мира. Общенаучная и специальные научные картины мира

Научная картина мира – это некий образ понимания мира.Состав научной картины мира:

1. Частнонаучная картина мира – это совокупность, господствующая в какой-либо науке, представлений о мире; или это обобщённая хар-ка предмета той или иной реальности (например: мир биологии, мир психической реальности), т.е. как наука понимает предмет своего исследования.

Она даёт нам представление о: 1. Фундаментальном объекте, который изучает данная наука; 2. Знание о типологии изучаемых объектов;3. Общих закономерностей взаимодействия объектов;4.Представление о пространственно-временной структуре реальности.

Н-р: физическая картина мира утверждает, что объективная реальность имеет дискретный хар-р, она состоит из отдельных тел, м\у которыми имеет место сила притяжения и отталкивания. Все изменения имеют управляющие законы, имеющие строго однозначный хар-р. Необходимость – первично, случайность – вторично. Пространство и время абсолютные величины, которые не зависят от св-ств материальных тел.

2. Общенаучная картина мира – это своеобразная, обобщенная картина предмета как такового. В данной картине мира представлены наиболее важные системно-структурные хар-ки предмета науки в целом. Разные пути картины мира: Первый путь: когда одна из частнонаучных картин мира играет роль общей картины (в классическом естествознании именно физическая картина мира, основанная на механике Ньютона, рассматривалась как общенаучная; Второй путь: представляет собой попытку симбиоза различных картин мира в некую общую и складывается мозаичность.

Науч. картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин. Её назначение состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция науч. картины мира. А. Фридман был убеждён, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании постоянно ничтожных данных воссоздать картину мира. С этим связаны системность науч. мировоззрения. Науч. картина не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задаёт систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм науч. исслед-я. Поэтому необходимо говорить о её нормативной функции.

Совокупность философских идей, посредством которого обосновывается фундаментальные принципы науч. познания, – это функции философского основания науки:

1. они являются средством адаптации научного знания к более широкому социально-культурному контексту;

2. ориентирует ученых на открытие новых структур и законов бытия.

В истории науки понимание того, что философские основания всегда присутствуют в науке, пришло не сразу, а пришло в результате стремления неопозитивистов жёстко разграничить (провести демаркацию между наукой и философией), эта попытка не удалась и постпозитивизм (в лице Куна и Лакатоса) заявил о невозможности устранить философию из науки.

Степин считает, что можно выделить 3 основных исторических типа философских оснований науки:

1. философские основания классического естествознания, которые нацеливают на объективные познания истины и на достижение абсолютной истинности знаний;

2. философские основания науки неклассического естествознания, они связаны с осознанием зависимости научных фактов от конкретной ситуации и методов их получения.

3. философские основания постнеклассического естествознания, которые делают акцент на социально-историческое и психологическое влияние на научную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: