Общелогические методы познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция, рассуждение по аналогии. Аналогия и метод моделирования

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания считаются также его методы, т.е. устоявшиеся способы получения нового знания. Многие философы именно в открытии и обосновании универсального метода познания видели основное назначение философии. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику; Сущность метода познания: это такая процедура получения знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. В этом и заключаются основные функции метода. Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятель-ти, обусловленных природой и закономер-ми исследуемого объекта. Науч. методы представляют собой по сути оборотную сторону теорий. Всякая теория объясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности, показывает, как с этой реальностью следует обращаться, что с ней можно и нужно делать. Теория как бы «сворачивается» в метод. В свою очередь, метод, направляя и регулируя дальнейшую познавательную деятель-ть, способствует дальнейшему развертыванию и углублению знания. Совр. система мет-в познания отличается высокой сложностью и дифференцированностью. Существует множество возможных способов классификации методов: по широте «захвата» реальности, по степени общности, по применимости на разных уровнях познания и т.д Общелогические методы присущи всему познанию в целом. Они «работают» как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания. Это такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия и пр. Природа их универсальности объясняется тем, что эти приемы исследования реальности яв-ся наиболее простыми и элементарными операциями нашего мышления. Они опираются на «логику» практич-х повседневных действий каждого ч-ка и формируются практически напрямую, т.е. без посредников в виде сложных теоретич-х обоснований. Анализ — познават-я процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных св-тв и отношений. Синтез — операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое. Индукция —метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок(движение мысли от единичного(опыта, факта) к общему). Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного хар-ра. Дедукция — способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода. Абстрагировани е — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, не значимых для субъекта познания св-тв и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его св-тв, которые представляются важными и существенными в контексте исследования. Абстрагирование является очень острым и эффективным инструментом теоретич-го разума, позволяющим хирургически точно «вырезать» из хаотичного переплетения реальных связей и отношений именно те, которые представляют сущность изучаемого объекта. В рамках же обыденного познания «абстрактное мышление» означает, как правило, мышление бедное, бессодержательное, одностороннее. Происходит это потому, что на данном уровне фактически нет ср-тв различения абстракций существенных и несущественных, случайных и необходимых. (когда мы голосуем за того или иного политика просто потому, что он «симпатичный», мы демонстрируем примеры самого настоящего абстрактного, т.е. отвлеченного мышления. Только «отвлекаются» при этом и становятся причиной нашего поведения свойства людей не самые важные, не выражающие их суть, а случайные, поверхностные, хотя и наиболее заметные.) На теоретическом же уровне абстрагирование — лишь начальный шаг, после которого начинается длительный и сложный процесс восхождения от абстрактного (одностороннего, но существенного) к конкретному (полному, многостороннему) знанию о предмете. Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен. Аналогия — незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство»! Она может давать лишь предположительное знание. Моделирование метод исслед-я определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на др. объекте-модели, которая представляет собой аналог фрагмента действительности (вещного или мысленного)-оригинала объекта. М\у моделью и объектом должно существовать сходство в физич-ких хар-ках, структуре, ф-циях и др. По хар-ру моделей выделяют материальное(предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. При материальном моделировании изучение объекта заменяется моделью, имеющую ту же физическую природу (модели кораблей, самолетов). При идеальном(знаковом) моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка(компьютерное моделирование).Все перечисленные общелогические методы используются в науч. познании, в котором принято также выделять методы эмпирического уровня познания — наблюдение, измерение, эксперимент и методы теоретического уровня — идеализация, формализация, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализ и т.д. Все эти методы относятся к разряду общенаучных, т.е. применяемых во всех областях науч. знания. Кроме них существуют и частнонаучные методы, представляющие собой системы сформулированных в императивной форме принципов конкретных научных теорий.Что же касается философии, то и эта система знания, имея теоретич-й статус, формулирует свои методы или принципы подхода к познанию реальности. В силу предельно общего хар-ра предмета философского знания заключающийся в нем метод содержит не менее общие принципы. К ним относятся: принцип объективности; принцип детерминизма (т.е. всеобщей причинной обусловленности и закономерной связи явлений); принцип развития; принцип системности и др.Вклад философии в систему методов познания в не меньшей мере заключается и в разработке содержания предельно общих понятий нашего мышления — категорий общего и единичного, необходимого и случайного, формы и содержания и т.д. Наше мышление имеет и методологическую функцию. Система категорий есть не только ср-во сохранения знания, но одновременно и ср-во анализа, рассечения любой реальности и на любом уровне (будь то теоретический или обыденный). Установление точного значения этих категорий и отслеживание их генезиса и исторической изменчивости есть не что иное, как построение метода познания, причем самого общего и универсального из всех возможных.Систему наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах принято называть методологией. Методология науч. познания имеет статус относительно самостоятельной философской дисциплины. Философия оказывает воздействие на общее развитие познания, встраивая свои базовые принципы в мировоззрение людей (как ученых, так и неученых). Один из таких принципов — гносеологический оптимизм — безусловная уверенность в том, что истина в процессе познания в конечном счете достижима. Однако философия не была бы философией, если бы и здесь не увидела проблему, а не просто констатацию очевидности.

29 Эмпирические методы познания. Наблюдение и измерение. Требования к наблюдению и измерению. Прямые и косвенные наблюдения и измерения. В стуктуре общенаучных методов и приемов выделяют 3 уровня: 1. методы эмпирического исслед-я 2. методы теорет-го познания 3. общелогические методы и приемы исслед-я. На эмпирич. уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание) рациональный момент и его формы (суждения понятия и др) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных: живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых экспериментальных данных, их систематизация, классификация - характерные признаки эмпирического познания. Опытное исследование направлено непосредственно на свой объект. Эмпирический от лат.(эмпириа) - уровень сбора первичной информации о примете. Средствами исследования являются наблюдение, описание, измерение.Для естествознания является закономерным движение от эмпирии к теории. Для математич. наук - движение от теории к эмпирии. Для социального знания возможны оба направления. Целью ис-ия является обнаружение нового предмета или нового свойства предмета. Принцип ис-ия - изучить предмет таким какой он есть. Эмпирические методы познания: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент. Наблюдение - это м-д науч. исслед-я, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах и свойствах изучаемого предмета.Требования к наблюдению:-активность(совокупность действий, направленных на получение к.-либо результата);-целенаправленность(подчиненность конкретной цели);- планомерность(пошаговая организованность во времени в соответствии с имеющимся планом);- преднамеренность(нацеленность, направленная ориентация на результат);- системность(предполагает ряд связанных действий, наблюдений).Наблюдение включает субъект, объект и средства наблюдения. Организационные требования: -контроль за ходом и результатом наблюдений; -воспроизводимость наблюдения; -психологические факторы активности и состояния наблюдения. Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом его является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов. Различают следующие виды наблюдений: 1.индивидуализирующее - позволяющее конкретизировать знание именно об этом, данном объекте; 2.генерализирующие - позволяющие установить общее среди класса подобного. Наблюдение бывает прямое (непосредственно на объект) и косвенное (на периферию объекта, с помощью различных приборов и тех/устройств – микроскоп, телескоп, фото-, кинокамера итд.).Познавательным итогом наблюдения является описание. Описание - это процедура фиксации средствами языка сведений об обьекте, получаемых в ходе наблюдения, измерения, эксперименте. Язык описания определяет картину объекта. Ф-ции описания: 1. перевод чувственной инфор-и в знаковую форму; 2. первичная рационализация и стандартизация чувственного опыта. Измерение - это процедура присвоения рубрикационных символов наблюдаемых объектов в соответствии с принятыми правилами. Оно предполагает наличие в средствах деятельности некоторого масштаба (единицы измерения), алгоритма (правил) процесса измерения и измерительного устройства. Алгоритм присвоения символов объектам называется измерительной шкалой. Измерительная шкала - это модель описания, которая должна быть подобна измеряемому объекту. Привести объект к измеримости - важнейшая задача эмпирического исследования. Измерения могут быть: 1. прямые – результат получается путем непосредственного сравнения измеряемой величины с эталоном, а также с помощью измерительных приборов, позволяющих непосредственно получать значение измеряемой величины; 2. косвенные – искомая величина определяется на основании прямых измерений других величин, связанных с первой математически выраженной зависимостью. Специфика эмпирической информации:-определённость, измеримость;-несистематический характер или простейшее упорядочение;-непосредственность - информация напрямик считана с объекта;-конкретность - именно про это здесь и сейчас. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого объекта или его воспроизведение в спец. созданных и контролируемых условиях, опредляемых целями эксперимента. Типы экпер-ов: - исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие. По хар-ру: физические, химические, биологические, социальные. Существуют качественные и количественные экпер-ты. Основные особенности экпер-та: 1. более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту иссл-я, вплоть до его изменения и преобразования. 2. Возможность контроля за поведением объекта и проверки рез-тов 3. Многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя. 4. возможность обнаружения таких св-ств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: