Этапы в развитии исследований телевидения:
• 1960-е гг.- осмысление феномена телевидения как нового вида искусства, то есть с эстетических, искусствоведческих позиций;
• 1970-е гг. – время исследований с филологических (язык, жанры, история) и социально-психологических позиций (работа с аудиторией, общественное мнение, эффекты воздействия);
• в конце 1970-х и в 1980-е гг. на авансцену выходит институциональный подход, изучающий структуру, организационные формы, механизмы взаимодействия местного и центрального телевидения и радиовещания и т. д.;
• 1990-е гг. – время индустриального подхода, включающего в сферу науки о телевидении и радио вопросы экономики, бизнеса;
• коммуникационный подход, синтезирующий опыт предыдущих подходов и рассматривающий индустрию телерадиовещания в период тотальных изменений в системе средств массовой коммуникации (Интернет, цифровое
телевидение, мобильная коммуникация и т. п.).
Искусствоведение (искусствознание) – совокупность наук, выделяющихся в зависимости от объекта исследования.
Это –литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение,
наука о пластических искусствах.
Группы искусств:
1 – изобразительныу –живопись, графика, скульптура, фотоискусство. Все они статические (пространственные).
2 – неизобразительныу – статические: архитектура, прикладное искусство и динамические (временные) искусства: музыка, хореография, балет.
К ним же было отнесено и активно формировавшееся в ХХ в. радиоискусство.
3 – зрелищные – драматический и оперный театр, эстрада и цирк, киноискусство.В этот же ряд исследователи культуры 1960–1970-х гг. ставили и телевидение, на котором в эти годы появились вполне самостоятельные телетеатр и телекино.
Общей теорией для всех видов искусства является эстетика.
3 аспекта в структуре искусствознания:
• теория искусства (закономерности создания и социального функционирования искусства в целом и его отдельных видов);
• история искусства (генезис и функционирование художественных ценностей во времени);
• художественная критика (рефлексия современников-экспертов на текущие факты и события в искусстве).
Уже в 1960-е гг. было предложено выделить в особую группу технические искусства: киноискусство, фотоискусство, радиоискусство и телевизионное искусство.
Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Изучает культуру как целостность, как специфическую функцию человеческого бытия, впитывает в себя материалы, подходы, концепции, выводы, результаты исследований целогоряда дисциплин (антропологии, социологии, психологии, истории, педагогики).
Культурология изучает:
• особенности культур народов мира (этим занимается этнография);
• влияние картины мира на особенности культурного творчества и восприятия продуктов культуры (этим занимается психология);
• прошлое культуры (этим занимается история);
• отношения социальных групп по поводу культурных ценностей, доступность культурных ценностей, участие и особенности поведения этих групп в процессе культурного творчества (этим занимается социология).
Культурологические школы:
• символическая школа (Э. Кассирер и К. Леви-Стросс);
• натуралистическая (Ф. Гамильтон, Г. Спенсер);
• психологическая (З. Фрейд);
• социологическая (П. Сорокин, М. Вебер);
• семиотическая (Ю. Лотман);
• литературоведческая (С. С. Аверинцев);
• диалогическая (В. С. Библер);
• историческая (Л. Н. Баткин, А. Я. Гуревич);
• антропологическая (М. Мид) и др.