Обычная фокус-группа – коллективный опрос.
Состав – 10–12 человек – зависит от целей исследования: может быть однородным по основным социально-демографическим признакам или разнородным.
Опрос проводит модератор, который ставит на обсуждение тему/сюжет, заранее включенный в так называемый «гайд» (сценарий, который подготавливается совместно с заказчиком исследования), и следит за тем, чтобы каждый из участников высказал мнение по каждому из сюжетов.
Проведение массовых опросов не всегда возможно, фокусгруппа зачастую заменяет их как своеобразное зондирование.
В этом качестве метод применяется в сочетании с рейтинговыми исследованиями – как попытка выявления мотивов, стоящих за выбором, совершаемым аудиторией СМИ. Методика широко применяется и как «разведка» перед массовыми опросами, с тем чтобы выявить «веер мнений» и предложить его для выбора участникам массового опроса. Фокус-группа может проводиться и по результатам массового опроса – для уточнения мотивации, стоящей за полученными ответами. Принято делать аудио или
|
|
видеозапись фокус-интервью, поэтому вопросы этики в использовании полученной информации здесь особенно остры: в отличие от анонимных массовых опросов здесь ответы персонализированы.
международные нормы работы с полученными результатами, закрепленные в Кодексах ЭСОМАРа Европейского общества исследователей общественного
мнения и рынка.
Качественный экспертный опрос не ставит своей целью получить частотное распределение мнений специалистов. Ориентирован на выявление спектра точек зрения на определенный предмет, существующих у представителей разных профессий, должностей, с тем чтобы составить разностороннее видение объекта.