методы сбора информации в индустриальных исследованиях:
• очный опрос по месту жительства; проводится интервьюерами;
• дневники читателя, слушателя, телезрителя (особый вид анкеты, где кроме данных о самом респонденте ежедневно отмечается, какие издания читал, какие радиопередачи слушал, какие телепередачи смотрел респондент и члены его семьи (если единицей исследования является семья или домохозяйство) в период измерения;
• телефонный опрос с использованием компьютеров (CATI – Computer Assisted Telephone Interviewing); проводится в специально оборудованных колл-центрах. Применяется случайная выборка по спискам абонентов телефонной сети. С помощью компьютеров фиксируeтся ход обзвона (в том числе многократного – с целью достижения нужного по условиям выборки
абонента) и содержание ответов, а также ведется статистическая обработка полученной информации с использованием специальных компьютерных программ;
• электронные счетчики, инсталлированные в радио- или телеприемники, а теперь – и в персональные компьютеры. Наиболее распространенные счетчики в нашей стране – пиплметры (peoplemeters), которые способны в отличие от предшествующих (TV-meters, audiometers) фиксировать не только факты включения/выключения теле- или радиоприемников, но и располагают
|
|
набором кнопок для каждого из членов семьи и даже нескольких гостей (см. также разд. 3.5);
• специальные компьютерные программы, которые отслеживают движение респондентов в Интернете, позволяют вести подсчет посещаемости сайтов. Три основных способа таких технических измерений: «хосты», «куки» и «хиты». Надежность таких методик снижается из-за того, что с одного компьютера в Интернет может выходить несколько человек и, напротив, один человек может использовать не один компьютер. К тому же в этих случаях остаются неизвестными многие характеристики пользователей.