А можно предложить ребятам ролевую или деловую игры

Основной период занимает большую часть смены. Начинается после организационного периода (на 4-5 день и до конца смены). Это пора реализации планов организационного периода: планов и задач, которые ставили перед собой дети на коллективном целеполагании и планировании системы отношений и атмосферы доброжелательности, которая была создана вначале, работу органов самоуправления в отряде.

Цели и задачи основного периода смены:

· поддерживать работу органов самоуправления в отряде

· разнообразить жизнь детей в отряде (разнообразие видов и форм деятельности, сочетание обще лагерных и отрядных дел)

· создать условия защищенности и комфортности для каждого ребенка (через доверие и взаимопонимания в отряде, учет психологических особенностей детей и т. д.)

· обеспечить возможность самореализации каждому ребенку (учитывать индивидуальные особенности детей, интересы и склонности, способности и т.д.)

· формировать коллектив отряда, развивать традиции в жизни отряда.

· Проведение огоньков и рефлексий

· Смена инициативы – от вожатого к детям!!!!!!!!

Коллективно-творческая деятельность

Все то, что вожатый делает в течение смены со своим отрядом можно охарактеризовать как коллективно-творческую деятельность.

§ деятельность, так как является процессом взаимодействия;

§ коллективная деятельность, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и вожатых;

§ коллективно-творческая деятельность, так как любая деятельность в лагере приобретает творческий характер, благодаря фантазии вожатого.

Конечно, нужно понять, что любую деятельность в лагере можно сделать коллективно-творческой, но мы хотим выделить несколько основных форм:

1. Массовые общелагерные мероприятия

2. КТД (коллективно-творческое дело)

3. Игры

4. Упражнения, испытания, тренинги

5. Рефлексии, огоньки

Массовые общелагерные мероприятия

Досуг детей в основной период обеспечивается в первую очередь организацией массовых мероприятий (ММ). Общелагерные мероприятия подразделяются на дневные и вечерние мероприятия.

Дневные мероприятия:

· День Нептуна

· День улыбок

· День бантиков – обязательным аксессуаром является бантик.

· День наоборот – день можно начать с дискотеки, а закончить зарядкой, главное согласовать это с начальником.

· Экономическая игра – детям раздается стартовый капитал для открытия предприятия, они открывают свои фирмы (салон красоты, службу доставки и др.)

· Выборы президента лагеря – выборы президента происходят как и во взрослой жизни – с предвыборной агитацией, дебатами, голосованием

· Спортивные соревнования, веселые старты

· Тематические вертушки

Вечерние мероприятия:

· Вечер знакомств

· КВН

· Самый умный, Брейн-ринг, Что? Где? Когда?

· Король танцпола

· Прощальный вечер

· Ассорти шоу – мероприятие проводится без подготовки участников. На сцену вызывается несколько человек для выполнения какого-либо творческого конкурса (Самое необычное исполнение известной песни, конкурс танцев, стихов и т.д.)

· Вожатый-шоу - шоу с творческими выступлениями только вожатых

· Евровидение - отряд представляет одного-двух конкурсантов, несколько конкурсов – песня-визитка, песня вместе, песни дуэтами, спеть акапелло, спеть на иностранном языке

· Вечер лирики - о любви, дружбе, либо посвященный одному поэту, либо вечер памяти жертв войны

· Оскар шоу – команды придумывают фильм и показывают его на сцене, предварительно вытянув по жребию жанр фильма (комедия, ужасы).

· Элит стаил – отрядам дается задание придумать свой собственный стиль (Одежда, цвет, прическа и т.д.). На сцене нужно представить и объяснить все особенности своего стиля.

· Треш-саунд - каждый отряд исполняет мелодию не используя музыкальные инструменты или голос, а используя банки, пакеты и любые другие предметы

· Народный артист – отряды готовят клипы (выступления) на песни.

КТД (коллективно-творческое дело)

Сразу нужно понять разницу между коллективно-творческой деятельностью и КТД. КТД (коллективно-творческое дело) — замечательная форма организации отрядного времени. Эта широко применяемая педагогическая методика позволяет не только организовать досуг ребят, но и содержит в себе четкий воспитательный потенциал, работая на привитие навыков групповой деятельности, развитие творческого мышления и коммуникативных способностей участников. В форме КТД может проходить подготовка к тому или иному мероприятию, даже уборка территории и дежурство в столовой. Успех КТД зависит от способности организатора направить возможности данной методики на достижение конкретной цели.

Стадии организации КТД:

  1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой вожатый увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.
  2. Планирование. Вожатый предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.
  3. Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективого планирования, но и весь опыт прежней жизни.
  4. Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы работы, проделанной при его подготовке.
  5. Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.
  6. Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Вожатый организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Игротека. Классификация игр

Доказывать значимость игры в лагере нет необходимости. Игра - сильнейшее средство развития личности ребенка. Игра развивает внимание, наблюдательность, мышление, память, волю. Игра формирует нравственные качества: справедливость, взаимовыручку, дружбу, терпимость, сотрудничество.

Классификаций игр существует множество:

Признак Виды игр  
Цели и задачи • игры на знакомство • игры на снятие напряжения (на разгрузку) • развивающие игры • игры на выявление лидеров • игры на взаимодействие  
Степень активности • подвижные • спортивные • сидячие (тихие)  
По составу участников • индивидуальные • групповые • массовые  
По возрасту участников • для дошкольников • для младшего школьного возраста • для среднего школьного возраста • для старшего школьного возраста • для взрослых  
По объему времени • длительные (в течение смены) • временные • кратковременные • игры — минутки  
Жанры • музыкальные • дидактические • трудовые • шутки, розыгрыши  
Место проведения • настольные • в помещении • уличные • на воздухе • на местности (в лесу, в воде, и т.д.)
По степени регулирования управления • организованные (взрослым или ребенком — затейником, инструктором) • экспромтные

Рекомендации по проведению игр:

§ Покажите, что эта игра интересна вам самому. Если участники увидят, что вы сами хотите играть, они примут участие в игре с большим желанием.

§ Прежде чем пытаться учить новой игре других, необходимо научиться играть в нее самим.

§ Необходимо полностью изучить описание игры и убедиться, что для ее проведения имеется все необходимое.

§ Для игры важно выбирать безопасное место, хорошо исследовать территорию.

§ Игра должна соответствовать возрасту ребенка, его интересам и включать такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков.

§ Правила игры надо формулировать четко, так же четко давать распоряжения. Необходимо убедиться, все ли понимают правила, не считать понимание само собой разумеющимся.

§ Объяснение не должно быть слишком затяжным. Лаконичные фразы лучше доступны детскому восприятию и лучше запоминаются. Лишнее слова и отступления от темы могут внести дополнительную неясность и путаницу.

§ Ребята должны хорошо понимать не только процесс игры, но и представлять ее результаты.

§ Организатору надо быть коммуникабельным, доброжелательным, уметь построить атмосферу заинтересованности.

§ При проведении игры важно сохранять последовательность и восхождение от простого к сложному.

§ В процессе игры важно поддерживать увлекательность и подбадривать участников.

§ Надо следить за ходом игры, пресекать недружелюбное и опасное поведение.

§ После завершения игры нужно подвести итоги, наградить участников и победителей (желательно, чтобы это не было сразу, но и чтобы ребятам не приходилось долго ждать).

§ Участникам игры нужно дать возможность высказаться; быть готовым умело ответить на их вопросы и недовольство

§ Хорошо постоянно оценивать ситуацию, понимать отклик на игру со стороны участников, чтобы учитывать минусы и продумывать их последующее исправление.

§ Перед проведением большой игры необходимо, чтобы дети уже знали друг друга и были способны к совместной деятельности.

Веревочный курс

Существует множество форм упражнений тренинговой направленности, проводимых в рамках лагерной смены. Прежде чем проводить что-то подобное со своим отрядом, необходимо посоветоваться со старшим вожатым, потому что эти упражнения требуют серьезной подготовки. Наиболее эффективный комплекс испытаний- это веревочный курс.

Веревочный курс (верёвка) - это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, исходя из своих действий. Главные цели "веревочного курса - командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

§ Создание командного духа у отряда;

§ Проявление творческих и коммуникативных качеств в каждом ребенке;

§ Совместное решение проблем и выработка стратегии;

§ Развитие воображение ребенка;

§ Развитие нестандартного мышления (способность находить нестандартные решения);

§ Развитие навыков эффективной коммуникации у детей.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги! Удачи!

Инструкция по проведению поездок и экскурсий

Перед поездкой педагог обязан проконтролировать соответствие одежды и обуви погодным условиям.

Выяснить самочувствие детей. В случае недомогания -обратиться к медперсоналу.

Педагог обязан взять с собой в поездку медицинскую аптечку.

Выяснить, как дети переносят поездки в транспорте. В случаях непереносимости обратиться к медработнику для принятия мер профилактики. (Получить препараты, предотвращающие «укачивание»)

Для профилактики «укачивания» желательно перед посадкой в транспорт интенсивно подышать свежим воздухом.

Необходимо взять в поездку запас полиэтиленовых пакетов.

Детей, склонных к «укачиванию», желательно посадить на первые места.

Детей нужно предупредить, чтобы они в случае возникновения недомогания немедленно сообщали об этом педагогу.

Перед посадкой напомнить о посещении санузла.

После посадки детей в транспорт необходимо их пересчитать и убедиться, что все, кто должен ехать, присутствуют.

Во время движения транспорта дети должны сидеть на своих местах ине перемещаться по салону.

По прибытии на место назначения, педагог предупреждает детей о том, что они должны оставаться около транспорта, пока все не выйдут. Под руководством педагога происходит организованное перемещение группы к пункту назначения.

При передвижении педагога с группой детей, особое внимание следует уделить ситуациям перехода дороги.

Во время экскурсий и поездок запрещено приобретать продукты питания и напитки.

Сувенирная продукция должна приобретаться с разрешения педагога в специально выделенное для этого время, при этом оговаривается место и время сбора. Во время приобретения сувениров желательно держать всех детей в поле зрения.

Организовать посещение санузла, заранее оговаривая место сбора. После сбора необходимо пересчитать детей.

По возвращении в транспорт проверить присутствие всей группы.

Заключительный период

Заключительный период - самое трудное время в смене. Трудное потому, что вскоре предстоит расставание, отъезд из лагеря. В этот период чаще всего происходят чрезвычайные происшествия, травмы. Также, если ребятам в течение смены было хорошо в лагере, могут наблюдаться истерики, подавленность.

Чтобы подготовить ребят к расставанию, необходимо...

• Решить массу организационных проблем, связанных с отъездом детей (уборка комнат и территории, сдача постельного белья, книг, спортивного инвентаря и т.д.)

• Провести диагностику (сбылись ли ожидания детей, достигнуты ли намеченные результаты и т.д.)

• Психологически подготовить детей к расставанию

• Настроить детей на последействие, на использование того опыта, что они приобрели в лагере

• Подвести итоги смены (насколько удалась или не удалась смена, ее положительные и отрицательные моменты, что улучшить и т.д.)

• Наградить отличившихся детей

В этот период смены все внимание вожатого должно сосредоточиться на своем отряде, нужно быть мобилизованным, спокойным и уверенным.

Предложите детям пересмотреть все свои вещи, аккуратно сложить их, если обнаружились бесхозные предметы туалета, - можно организовать "Бюро находок". Если в лагере существует камера хранения, и детские вещи хранились именно там, то нужно забрать вещи и упаковать их, оставив только все самое необходимое и одежду для дороги.

Самой хлопотной будет процедура сдачи постельного белья. Она проводится в самое последнее утро. Нужно заранее проверить наличие всех простыней, пододеяльников, наволочек, полотенец. Если что-то пропало, нужно организовать ребят на поиски пропавших вещей, тщательно проверят тумбочки, шкафы, укромные уголки, включая даже кулисы актового зала.

На закрытие смены все дети и взрослые ждут незабываемого праздника с сюрпризами, награждением, взрывом положительных эмоций. Поэтому нужно подготовиться к прощальному огоньку, где обсудить с ребятами как прошла смена? Что удалось сделать и что не удалось? Подчеркнуть успехи каждого ребенка.

И для прощанья предлагаем вам несколько ритуалов, которые используем в своей практике.

Прощальные ритуалы

«Ленточки на дереве»

Вожатый готовит заранее для каждого члена отряда небольшую ленточку. Все вместе ребята выбирают «свое» дерево, затем все привязывают на ветки свои ленточки, загадывая при этом желание.

«Свечи»

У каждого члена отряда в руках - горящая свеча. Желательно, включить тихую красивую мелодию. При этом ребята подходят друг к другу, говорят слова, которые хочется сказать или пожелать данному человеку, и капают ему на ладошку немного воска. Затем меняют партнера, и ритуал повторяется.

«Обнималки»

Вожатый заранее готовит на каждого участника веревочку с кисточкой из шерстяных ниток и надевает их каждому члену отряда. Затем ребята подходят друг к другу, говорят добрые, теплые слова на прощание или пожелание, при этом выдергивают ниточку из своей кисточки и повязывают ее на нить своего партнера.

«Монетки»

Все ребята выходят на берег реки или моря, и, загадывая желания, одновременно бросают монетки в воду.

«Шарики с желаниями»

Все ребята пишут на маленьких листках свои сокровенные желания, привязывают их к воздушным шарикам. И все вместе, одновременно, опускают шарики в воздух.

«Орлятский круг»

Перед отъездом все ребята встают в круг. Правую руку кладут на плечо соседу справа, левую руку кладут на талию соседа слева. Вещи отъезжающих ставятся в центр круга. Ребята поют прощальные песни. Затем отъезжающие подходят к каждому в кругу, обнимаются и говорят прощальные слова.

«Паутина»
«Сейчас мы будем бросая друг другу этот клубок, говорить спасибо человеку, которому вы бросаете, обязательное условие, чтобы все участники были запутаны в этой паутине». (разматывая можно либо говорить спасибо человеку, который благодарил вас, либо комплимент, и пожелание хороших снов)

«Что я почти забыл…»

Инструкция:Прежде чем все мы расстанемся, я хотел бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать, или обсудить в ходе работы группы. Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее...

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу... В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то... Вы жалеете об этом... Что же осталось невысказанным или несделанным? (1 минута.)

Теперь откройте глаза... Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели раньше.

«ОРЗ»

«ОРЗ» – это откровенный разговор знатоков, который позволяет получить ребятам ответы на самые сокровенные вопросы, в свободной форме высказывать свое мнение. Участвует группа ребят не менее 10 человек. Все садятся в круг. А потом ребятам предлагается на карточках написать свой вопрос (можно не подписываясь), который его волнует, и сдать ведущему. Зажигаются свечи, и вопросы раскладываются по кругу чистой стороной карточки вверх. Ведущим выбирается первый вопрос и зачитывается вслух. Желающие могут на него отвечать и даже дискуссировать. Ведущий должен следить за ситуацией, дать возможность всем высказаться и перейти к следующему вопросу. Разговор заканчивается, когда все вопросы заданы и получены ответы. Последние вопросы задает ведущий «Понравился или нет такой метод общения?», «Удовлетворены ли ответами?», «Каковы пожелания на будущее?».

«Моя жизнь»

Все садятся вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен.

- Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечку. Вы сядете, и поднимите её на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. А вам будут задавать вопросы – о вас. На этот стул может сесть каждый - каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой ответите искренне, вам не нужно выходить, и садится на этот стул.

Педагогу очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения.

Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а чуточку исповедные. Например, «Во сколько ты встаешь утром?» или «Какой твой любимый цвет?» - пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задавать их можно при других обстоятельствах. Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: Когда ты последний раз плакал от счастья? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело?

Из-за чего ты злишься?

Кто нравится тебе здесь?

Какие у тебя есть надежды и мечты?

При каких обстоятельствах ты не можешь быть счастлив? Исповедь каждого, как правило следует заканчивать вопросом: «Что мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?».

«Букет цветов»

Для проведения огонька педагогу заранее следует изготовить красочно оформленные бумажные цветы или лепестки, в которых написаны вопросы о самых запоминающихся вещах и событиях. Например, «Какое твое самое яркое впечатление детства?», «Вспомни самый трогательный момент твоей жизни?», «какую книгу ты готов перечитывать бесконечно?» и т.д. и т.п. такой тип вопросов выбран неслучайно, так как позволяет выявить уровень ценностных ориентаций и жизненных стимулов участников.

Для того, чтобы создать нужную атмосферу ведущий рассказывает притчу о том. Что если вокруг огня свечи собираются не совсем внимательные и зрелые люди – то свечка быстро тает словно плачет от непонимания и обиды. А если все в порядке и вокруг неё собрались добрые и внимательные друг к другу люди, то и свеча горит ярко и медленно, пытаясь согреть каждого. После этой легенды каждый желающий может выбрать свой цветок и ответить на хранящийся в нем вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: