Процедура защиты дипломной работы

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК) с участием не менее двух третей ее состава. При невозможности личного участия рецензента в процедуре защиты его отзыв оглашается секретарем ГАК. На защиту приглашаются преподаватели и все желающие. Председателем ГАК по защите дипломной работы является авторитетный специалист-психолог, имеющий ученую степень доктора психологических наук и звание профессора.

Секретарь ГАК объявляет о защите таким–то студентом выпускной квалификационной работы (диплома), называет ее тему, фамилии научного руководителя и рецензента. Затем слово предоставляется дипломнику для изложения в течение 10-15 минут основного содержания выполненной им работы. Студент может рассказать о нем, не придерживаясь заранее заготовленного текста выступления, или же зачитать его. Закончив сообщение словами «Спасибо за внимание», студент отвечает на возможные вопросы членов ГАК и присутствующих.

Научный руководитель в своем кратком (3-5 минут) выступлении, не касаясь содержания работы, характеризует то, как студент проводил исследование, проявленные при этом личные качества, его способности к исследовательской работе.

Далее, слово предоставляется рецензенту, который в течение 5-7 минут характеризует суть выполненного исследования, отмечает достоинства работы и свои замечания к ней.

После того, как дипломник ответил на замечания рецензента, председатель предлагает членам ГАК и присутствующим включиться в свободную дискуссию, отнестись к содержанию защищаемой работы.

Выступление автора выпускной работы (студента-дипломника), его ответы на замечания рецензента и вопросы присутствующих должны строиться в соответствии с требованиями устной речи и использования научной лексики.

Общая продолжительность защиты дипломной работы обычно не должна превышать 30-40 минут.

Бальная оценка принимается на заседании членов ГАК открытым голосованием по большинству голосов и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания экзаменационной комиссии.

Оценка дипломной работы выставляется исходя из качества выполненного исследования, отзыва рецензента, аргументированности выступления студента и его ответов на замечания и заданные вопросы по следующим критериям:

· обоснованность актуальности темы работы;

· внутренняя согласованность и логичность формулировок аппарата исследования;

· наличие ссылок на работы авторов, корректность цитирования;

· обоснованность замысла экспериментального (эмпирического) исследования;

· адекватность выбора комплекса методов цели, предмету и гипотезе исследования;

· корректность статистической обработки и количественного анализа эмпирических данных;

· обоснованность обобщения результатов исследования, адекватность выводов содержанию работы;

· научность изложения содержания исследования в тексте;

· оформление работы;

· логичность и обоснованность, научный язык выступления на защите;

· умение участвовать в научной дискуссии:

· отзыв научного руководителя;

· отзыв рецензента.

В случае получения неудовлетворительной оценки защита в установленном порядке переносится на другой срок.

Этапы подготовки дипломной работы и контроль
их выполнения

Подготовка дипломной работы проходит ряд этапов, на которых осуществляется соответствующий контроль научным руководителем, кафедрой.

1-й этап: выбор студентом руководителя и одной из предложенных им тем из общего списка, подготовленного кафедрой, либо согласование с выбранным научным руководителем предложенной самим студентом темы.

2-й этап: ознакомление с приказом ректора НОУ ВПО «МГТА» об утверждении научных руководителей и тем дипломных работ, сверка правильности наименования выбранной студентом темы и фамилии его научного руководителя.

После выхода приказа изменение формулировки темы и смена научного руководителя может происходить только в виде исключения и по письменному заявлению студента, в котором мотивируется этот шаг.

3-й этап: Консультация научного руководителя по общим требованиям к написанию дипломной работы; срок – в течение 2-х недель с момента выхода приказа ректора.

Такая консультация может проводиться научным руководителем со всеми своими дипломниками, с какой-то их частью, либо индивидуально с каждым.

4-й этап: Консультация научного руководителя по подготовке студентом плана-проспекта дипломной работы. Проводится индивидуально с каждым студентом; срок – в течение двух недель с момента выхода приказа ректора. Такую консультацию можно провести и раньше по инициативе студента после принятия им решения о выборе темы дипломной работы.

План-проспект, содержит те позиции, которые указаны во введении к дипломной работе (см. выше), и служит своего рода картой-схемой теоретического и экспериментального исследования студента, всего процесса подготовки диплома.

Список студентов, не проявивших инициативу по обсуждению с научным руководителем плана-проспекта своей дипломной работы, представляется научным руководителем на кафедру для принятия по отношению к таким студентам административных мер.

5-й этап: проведение студентом теоретико-методологического (теоретического, концептуального) анализа литературы по теме исследования, написание теоретической части дипломной работы, обоснование плана экспериментального (эмпирического) исследования. Срок – определяется научным руководителем индивидуально с каждым дипломником, но не менее чем за полгода до начала эксперимента.

На этом этапе студент запрашивает у своего научного руководителя консультации по оценке накопленного теоретического материала, обсуждению замысла, гипотезы, методики проведения эксперимента и статистических методов обработки эмпирических данных, возможных результатов и выводов.

Первый вариант теоретической части дипломной работы (как и все другие рабочие материалы) представляется научному руководителю в напечатанном виде, по результатам консультации в него вносятся исправления.

Как и на предыдущем этапе, информация о дипломниках, не завершивших данный этап вовремя, представляется научным руководителем на кафедру для принятия соответствующих административных мер.

6-й этап: проведение дипломником экспериментального (эмпириче-ского) исследования по теме работы. Срок окончания – не позже, чем за 2 месяца до сдачи работы на кафедру.

На этом этапе студент запрашивает у научного руководителя консультации по оценке хода эксперимента, статистической обработке эмпирических данных и их интерпретации, формулированию теоретических и практических результатов и выводов.

Информация о дипломниках, не завершивших вовремя данный этап, также представляется научным руководителем на кафедру для принятия к ним административных мер.

7-й этап: завершение теоретико-экспериментального исследования, подготовка текста всей дипломной работы, представление ее на кафедру.

На этом этапе студент консультируется у научного руководителя по всем вопросам, связанным с осмыслением полученных результатов исследования и его текстовым оформлением.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы методологии психологического исследования //Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А.А.Бодалева – М.: Воронеж, 1996. – с. 280-336.

2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М., 1993.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. Пер. с англ. – М., 1982. – 464 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М., 1999. – 384 с.

5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М., 1997. – 256 с.

6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей педагогических дисциплин ун-тов и педагогических институтов. – М., 1985. – 319 с.

7. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Т.В.Корниловой – М., 1998. – 296 с.

8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. – 336 с. – (Серия “Мастера психологии”).

9. Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). – М., 1994. – 146 с.

10.Орлов Ю.М. Основания научной риторики. - М., 1975. – 32 с.

11. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Перевод с франц. /Под общей редакцией А.Н.Леонтьева – М., 1975. – 285 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Заявление на тему ВКР

Зав. кафедрой психологии

д.психол.н., профессору Осницкому А.К.

от студента ___ курса ________ группы

______________формы обучения

специальность «Психология»

________________________________ (ф.и.о. студента)

Телефон: _________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: