Политика

Понятие «политика» является одним из наиболее сложных в политологии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет, отмеченные стремлением, прежде всего философов, осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Мо-Цзы, Демокрит, Платон, Аристотель и другие), прийти к единому пониманию сущности данного понятия так и не удалось.

Считается, что впервые его ввел в употребление Аристотель, который исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом «полития» такое государственное устройство, при котором правление осуществляется большинством для общей пользы[13].

В последние триста лет трактовка понятия «политика» постепенно претерпела существенные изменения. Так, М.Вебер полагал, что политика – это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает»[14]. П.А.Гольбах раскрывал ее как искусство управления людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества[15], К.Манхейм – «конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть»[16], Л.Штраус обозначил «политику» как организацию, упорядочение и формирование общества таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями[17], а Г.Моргентау – как борьбу за влияние[18]. Р.Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой - действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей[19].

По мнению современных политологов, в наше время за данным термином закрепилось множество разнообразных смыслов: сфера, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т.п. [20]

В справочной литературе по русскому языку термин «политика» используется для обозначения[21]:

деятельности органов государственной власти и управления;

деятельности общественных организаций, в том числе, политических партий, других общественных объединений, определяемой их интересами и целями;

событий и вопросов общественной и государственной жизни;

образа действий кого-либо, направленного на достижение чего-либо, определяющего отношение к чему-либо;

деятельности экстремистских организаций, участия в антиправительственных выступлениях.

В законодательстве Российской Федерации термин «политика» используется для обозначения деятельности международных организаций и субъектов государственной власти Российской Федерации[22].

Как видно из изложенного, в политической науке термин «политика» не получил однозначного определения. Часто его раскрывают как «деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами»[23], или как «совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов»[24].

В зарубежной политологии данное понятие иногда раскрывается как «создание, сохранение и обогащение общих правил общежития»[25].

Однако, как представляется, несмотря на отсутствие единого определения, можно выделить некоторые общие качества данного явления общественной жизни.

Во-первых, публичная власть[26], институализированная в форме государства[27], считается наиболее мощным средством достижения целей политики. Данное обстоятельство связано с тем, что обладание публичной властью предоставляет субъекту этой власти возможность использовать для достижения поставленных целей и удовлетворения своих интересов аппарат государства, материальные, финансовые и иные ресурсы, формируемые государством на легитимной основе, а также легитимные средства регулирования общественных отношений, в том числе принуждение. Именно по этой причине при исследовании политики и политических процессов внимание специалистов прежде всего сосредотачивается на деятельности тех субъектов, интересы которых связаны с завоеванием, удержанием и использованием публичной власти, или на деятельности государства.

Это особенно характерно для идеологии ленинизма и некоторых других идеологических течений политики и политической науки. В справочной литературе советского периода «политика» определялась как «сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти»[28]. Имеет право на существование точка зрения некоторых российских философов о том, что «политика» есть «участие в делах государства, в определении направлений его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства»[29].

Во-вторых, в рамках формирования и реализации политики ее субъекты вынуждены взаимодействовать друг с другом, с другими субъектами общественной жизни, которые могут как способствовать, так и препятствовать процессу достижения поставленных целей. При этом процессы согласования действий субъектов в данных областях и разрешения возникающих между ними противоречий также объединяются термином «политика»[30] и являются важнейшей составляющей политической деятельности. Это взаимодействие создает объективную основу для возникновения как конкурентной борьбы между субъектами политики[31] за овладение публичной властью, так и политических союзов, участвующих в этой борьбе в качестве единого субъекта политики.

При исследовании политики в аспекте, связанном с публичной властью, ее сущность обычно раскрывают исходя из того, что ключевыми качествами политики являются[32] воздействие на экономические отношения общественной жизни, стратификационную структуру общества, создание и применение правовых и иных механизмов регулирования общественных отношений.

Так, в рамках идеологии марксизма политическая сфера общества рассматривалась как надстройка над экономическим базисом, как «концентрированное выражение экономики», как специфическая область деятельности, определяемая, прежде всего, объективными экономическими законами, не зависящими от воли субъектов политики. Данная точка зрения базируется на том, во многом справедливом, положении, что на определенном этапе развития общества интересы значительных масс населения связаны, прежде всего, с улучшением их материального положения. Удовлетворение этих интересов возможно только на основе развития экономической сферы общества. Исходя из необходимости решения этой проблемы, деятельность любой общественной силы, овладевшей публичной властью и рассчитывающей на поддержку со стороны общества, будет связана именно с экономикой, с необходимостью решения экономических проблем общественного развития. Это действительно позволяет рассматривать политику как «концентрированное выражение экономики».

Специалисты, придерживающиеся стратификационного подхода, трактуют политику как универсальный механизм сохранения общества как особого социального единения при наличии внутри него социальных групп с противоположными интересами. Они основное внимание сосредотачивают на особой системе связей, посредством которых в процессе борьбы за публичную власть сохраняется объединенность людей и скрепляются социальные отношения. Данная система связей образуется в процессе соперничества определенных общественных групп, классов и наций за реализацию своих интересов с помощью публичной власти. В результате разрешения этого соперничества формируется определенный баланс общественных интересов, обеспечивающий относительную стабильность жизни общества. Отмечая возникающие в рамках этого баланса различия в степени влияния соперничающих общественных сил на общественную жизнь, некоторые специалисты рассматривают политику как основанные на власти отношения, позволяющие одним социальным объединениям (элите) навязывать свои решения иным представителям общества (или обществу в целом), то есть осуществлять подчинение воли одних субъектов воле других субъектов.

Ряд исследователей[33] при рассмотрении сущности политики основное внимание уделяет деятельности государственного аппарата по управлению жизнью общества, выполнению основных функций государства, в том числе по совершенствованию нормативного правового регулирования общественных отношений. Исходя из этого, политика трактуется ими как искусство государственногоуправления. Данное искусство выражается в совокупности официальных решений, определяющих ту или иную программу деятельности государства, порядок участия общества в делах государства, в определении механизмов его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государственных органов.

Политика может рассматриваться и как «создание, сохранение и обогащение общих правил общежития», но и в этом случае у государства возникает мотивация деятельности по развитию права только в том случае, когда проявляется насущная потребность значительной части населения (или социальных групп) в разрешении проблем общественного развития и когда эти людские массы (или социальные группы) настолько сильны и организованы, что в состоянии добиться использования потенциала публичной власти.

В этических концепциях политика рассматривается как деятельность, направленная на достижение общего блага, включающее такие нравственные ценности как справедливость, мир, свобода и т.п. В последние десятилетия в зарубежной политологии получил широкое распространение подход, в соответствии с которым термин «политика» трактуется как публичный процесс, в рамках которого на основе справедливости через процесс массовых коммуникаций, через компромиссное разрешение социальных конфликтов, переговоры, иные меры согласительного характера, всего того, что противостоит применению легитимного насилия со стороны власти, осуществляется деятельность государства и других субъектов политики по реализации общих интересов граждан.

Таким образом, в политологии политика представляет собой многоаспектное, многофакторное понятие, отражающее представление исследователей об основных источниках и закономерностях политической жизни общества[34], ключевых факторах данной жизни. Это во многом обусловлено динамичным характером возникновения, развития и исчезновения факторов политической значимости тех или иных явлений и событий общественной жизни и, соответственно, стремлением исследователей сформулировать и обосновать некоторую гипотезу, объясняющую закономерности влияния этих явлений и событий на политическую жизнь.

При всем многообразии определений политики представляется возможным сказать, что она характеризуется следующими базовыми свойствами:

наличие одного объекта (публичной власти) и нескольких субъектов деятельности (субъектов политики) по разрешению проблем и противоречий общественного развития методами публичной власти;

существование у некоторых субъектов политики пересекающихся интересов, связанных с обладанием одним и тем же объектом (публичной властью), в связи с чем их взаимодействие с неизбежностью приобретает свойства конфликтности (борьбы между субъектами политики);

отсутствие абсолютно совпадающих ситуаций конфликтного взаимодействия между субъектами политики, превращающих эту деятельность для каждого из субъектов более в искусство, чем в науку;

оценка эффективности политики осуществляется по двум критериям: сохранению или овладению публичной властью и наличию поддержки со стороны общества;

обеспечение согласования пересекающихся интересов субъектов политики проводится на основе поддержки общества (его значительной части) или путем использования силы.

Исходя из вышеизложенного, автор считает, что основным сущностным качеством политики как явления жизни общества является борьба. В этом смысле можно сказать, что политика – это, прежде всего, борьба субъектов политики (политическая борьба) за право использования ресурсов публичной власти для реализации своих представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях их решения.

Понятие «борьба» может быть раскрыто как конкурентное взаимодействие субъектов, направленное на овладение или пользование теми или иными объектами материального мира. Эта разновидность взаимодействия отличается наличием одного объекта интересов (публичной власти) конкурирующих субъектов. В рамках данной борьбы каждый из взаимодействующих субъектов осуществляет деятельность, направленную на овладение объектом борьбы. При определении направлений своей деятельности субъекты политики исходят из необходимости реализации, прежде всего, собственных политических интересов. Это создает основу для возникновения политических противоречий между субъектами.

Данные противоречия могут находиться в состоянии гармонии, дисгармонии или конфликта. В состоянии гармонии конкурирующие субъекты взаимно укрепляются за счет того, что каждый из них содействует более полному раскрытию возможностей другого субъекта. Как правило, конкурентное взаимодействие находится в стадии гармонии, когда у субъектов политики обнаруживается сходство целей, установок, коренных интересов и принципов действия, а также способность к компромиссу в их определении. Состояние дисгармонии в конкурентном взаимодействии возникает при проявлении разнонаправленности целей, установок и интересов субъектов политики. Оно характеризуется появлением, углублением и обострением противоречий между этими субъектами, при которых возможности для поиска компромисса существенно уменьшаются. В состоянии конфликта обострение противоречий достигает предела, что создает основу для направленности конкурентного взаимодействия субъектов политики на физическое или моральное уничтожение друг друга.

Борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами общественной жизни (включая зарубежных и асоциальных) обусловливает все остальные выделенные выше качества, свойства и черты политики.

Современная политическая наука рассматривает в качестве участников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, отдельные граждане. Объектом политики каждого из участников борьбы выступают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом – методы и способы деятельности по решению политических задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и политического развития общества, в противодействии негативным проявлениям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений общественной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населения, в обеспечении безопасности общества и государства в условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т.п. Во всех случаях данные цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность.

В данной постановке политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании можно выделить два основных измерения – общественное и субъектное.

Общественное измерениеполитики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного развития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения и реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти.

В связи со значительной общественной значимостью проблем, поднимаемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представлений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающего публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для достижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие (принуждение). В этом смысле можно сказать, что без борьбы нет политики.

Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни.

Субъектное измерениеполитики акцентирует внимание на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны, политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе.

Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: