Введение. Два обстоятельства придают государственной информационной политике особый общественный интерес

Два обстоятельства придают государственной информационной политике особый общественный интерес.

Во-первых, объективная необходимость определения роли и места нового демократического российского государства в процессах становлении и развитии информационной сферы общества как одной из интенсивно развивающихся и системообразующих областей общественной жизни. Эта сфера охватывает процессы массовой коммуникации как на национальном, так и на глобальном уровне, распространения массовой информации, доступа к ней граждан, развития культуры и, как следствие, - духовного развития общества, создания и распространения современных информационных технологий, возникновения и развития глобальной информационной инфраструктуры, интенсификации международного культурного обмена и взаимовлияния культур на общественное развитие.

Информационная сфера российского общества переживает непростые времена.

С одной стороны, в результате развала СССР и образования новой демократической России произошли революционные изменения в области духовных ценностей. Впервые Конституция Российской Федерации закрепила особое положение прав и свобод человека, которые стали высшей общественной ценностью, «определяющей смысл и содержание деятельности государства», а сами права и свободы получили твердые государственные гарантии. По существу заново начал формироваться институт гражданского общества, который должен занять свое достойное место в структуре общества. На смену монополии одной партии пришло «партийное многообразие», сопровождавшееся идеологическим разнообразием при полном политическом бессилии. Государство существенно сократило компетенцию в области экономики и духовной жизни общества, расширив возможности самодеятельности граждан, их нравственного и политического самоопределения, развития политического плюрализма и веротерпимости.

С другой стороны, становление нового уклада жизни российского общества сопровождается разрушением определенной части сформированных ранее стереотипов общественного, в том числе политического, сознания, определявших мировоззрение граждан, правила реализации межличностных, групповых и иных социальных отношений. Подверглись «эрозии» основные культурные и нравственные ценности, национальные обычаи и традиции, составляющие культурное своеобразие российского народа, культура речи, общественные механизмы воспитания подрастающего поколения и просвещения населения, создающие духовный фундамент жизни общества.

Изменились представления России об окружающем мире. Она вынуждена заново выстраивать отношения с зарубежными государствами, привыкать к тому, что ее роль и влияние на международную жизнь существенно отличаются от тех, которые были свойственны СССР. Возникла необходимость заново осознавать место России в международных отношениях.

Процесс трансформации российского общества и государства по времени совпал с переходом передовых в экономическом отношении стран к постиндустриальной фазе развития. Эта фаза характеризуется, в частности, глобализацией процессов социально-политического и экономического развития общества, появлением новых субъектов национальной и международной политики (международных террористических организаций, религиозных организаций, национальных экстремистов и др.). Это обусловило превращение информационной сферы в арену жесткой конкуренции между субъектами российской политики, заинтересованными в реализации своих представлений о рациональных путях разрешения наиболее острых проблем общественного развития. Победитель в этой конкурентной борьбе получает доступ к использованию (для достижения своих политических целей) государственных ресурсов и аппарата. Это борьба за идейное влияние на общество, за общественную поддержку и, в конечном итоге, – за государственную власть, за политическую самореализацию.

Вторым обстоятельством, обусловливающим общественный интерес к государственной информационной политике, является масштабность задач социально-экономического развития страны, поставленных перед обществом в начале XXI века руководством России. Эти задачи связаны с укреплением российского государства как мощной мировой державы, имеющей свои геополитические интересы и геополитические ресурсы для их удовлетворения. Выполнение этих задач, как показывает опыт зарубежных стран, неизбежно связано с активной деятельностью государства в национальной и международной информационных сферах, с расширением взаимодействия с гражданским обществом, с международной общественностью. Определенная политическая аморфность российского общества сделала российское государство, по существу, единственным субъектом политической жизни, который может и должен взять на себя ответственность за развитие общества, в том числе его информационной сферы.

Влияние информационной сферы на социальную стабильность общества, его духовное развитие, особая «чувствительность» общества к деятельности в этой сфере органов государственной власти, значительная активность в попытках оказания влияния на развитие российского общества со стороны некоторых политических сил зарубежных государств предопределили большой интерес к формированию государственной политики в информационной сфере, часто обозначаемой понятием «государственная информационная политика».

Государственная информационная политика как объект научного исследования только начинает осознаваться специалистами. Усилиями Беглова С.И., Модестова С.А., Коновченко С.В., Попова В.Д., Панарина И.Н., Нисневича Ю.А., Кара-Мурзы С., Тавокина Е.П., Шевченко А.В., Галумова Э.А.[1] и некоторых других создан научный задел для исследования различных аспектов этого сложного явления политической жизни общества. Однако данного задела явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности государственных служащих и представителей гражданского общества в обоснованных предложениях по формированию и реализации государственной информационной политики. Остаются нерешенными вопросы определения содержания данной деятельности, ее целей, принципов, задач и направлений, форм реализации. В связи с этим развитие теории государственной информационной политики становится одной из наиболее актуальных проблем политической науки. В настоящей книге предлагается подход к постановке и решению некоторых актуальных вопросов построения основ такой теории.

Книга включает три основных раздела и приложения.

В первом разделе предлагается подход к определению сущности государственной информационной политики, базирующийся на авторском тезисе о том, что основным сущностным качеством политики является борьба субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации своих представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях их решения. Исходя из этого, сформулированы положения о двух измерениях государственной информационной политики и ее сущности – общественном и субъектном.

Во втором разделе предложены методологические подходы к раскрытию содержания государственной информационной политики через ее цели, задачи, принципы и направления. Показано, что основными направлениями государственной информационной политики являются формирование системы ценностных ориентиров общественного развития, информационное обеспечение государственной политики и информационное противодействие вызовам и угрозам, связанным как с субъективными, так и с объективными факторами общественного существования и развития.

В третьем разделе книги предложен подход к раскрытию форм государственной информационной политики, среди которых в качестве основных выделены правовая и организационная формы.

В приложении приведены перечень приоритетных научных проблем теории государственной информационной политики и основные понятия, используемые в работе.

Автор считает своим приятным долгом выразить огромную признательность ректору МГУ имени М.В.Ломоносова В.А.Садовничему и директору Института проблем информационной безопасности МГУ имени М.В.Ломоносова В.П.Шерстюку за научную поддержку данной работы, без которой выпустить ее в свет было бы невозможно.

Трудно переоценить вклад в подготовку книги к изданию заместителя директора Института проблем информационной безопасности МГУ имени М.В.Ломоносова В.В.Ященко и профессора Государственного университета печати С.В.Коновченко, ценные замечания которых помогли избавить материал от значительного количества недостатков и ошибок.

Книга будет полезна специалистам, научным работникам, аспирантам, занимающимся проблематикой формирования и реализации государственной информационной политики, а также всем, кто интересуется вопросами роли и места государства в развитии политического сознания и формировании общественного мнения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: