Информационная политика

В обыденном сознании термин «информационная политика» ассоциируется, прежде всего, со средствами массовой информации и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов.

Применительно к деятельности субъектов политики термин «информационная политика» еще не получил значительного распространения и может трактоваться как минимум двумя способами – в широком и узком смысле.

В широком смысле данный термин может раскрываться как политика в информационной сфере общества, образуемой совокупностью общественных отношений по поводу информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, общества и государства[35]. Исходя из предложенного выше подхода, информационная политика может рассматриваться как универсальный социальный механизм выявления общественных приоритетов в развитии информационной сферы, основанный на борьбе субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации своих представлений о наиболее острых проблемах развития информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения. К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, укрепление государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, ускорение перехода российского общества к постиндустриальной фазе развития, создание индустрии конкурентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нравственных ценностей российского народа и т.п. Каждая из выделенных проблем обладает определенной степенью социальной значимости и может стать объектом интересов политических сил общества, а деятельность по ее решению – составить один из аспектов информационной политики. Рассмотрению этих аспектов информационной политики уделено определенное внимание исследователей[36].

Понятие «информационная политика» в узком смысле может быть раскрыто как универсальный механизм выявления общественных приоритетов в поддержке мировоззренческих позиций субъектов политики, их представлений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения.

В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на исследовании явлений, охватываемых понятием «информационная политика» в узком смысле.

1.3.1. Основные объекты информационной политики. Основными объектами информационной политики выступают, прежде всего, общественные отношения, связанные с процессами развития политического сознания и формирования общественного мнения, так как именно эти социальные явления определяют, с одной стороны, «предрасположенность» общества к поддержке тех или иных политических установок и выдвигающих их политических сил, а с другой – к поддержке конкретных политических мероприятий и политических лидеров данных политических сил.

1.3.1.1. Политическое сознание становится объектом информационной политики в связи с тем, что оно определяет мотивационную основу деятельности индивидов в области политики и во многом образует «духовную» основу для формирования общественного мнения.

Политическое сознание является составляющей общественного сознания ипредставляет собойдостаточно сложное социальное явление и одновременно – философскую категорию, обозначающую социальную реальность, которая является отражением политического бытия.

В философии общественное сознание раскрывается как « воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом»[37].

«Воззрения людей» существуют в виде информации, которая представляет собой «результаты отражения движения объектов материального мира, запечатленные в организме или сообществе организмов и используемые ими для адаптации к изменениям окружающей действительности»[38]. Как известно, философская категория «отражение» охватывает проявления свойства одних объектов материального мира воспроизводить в своей природе особенности других, взаимодействующих с ними материальных объектов[39], то есть свойство сохранять «следы» некоторых свойств объектов взаимодействия.

К числу «объектов», обладающих свойством отражения, относятся индивид и социум. Результаты отражения реальной действительности индивидом (индивидуальное сознание) проявляются в сведениях, знаниях, оценках, предпочтениях, потребностях, интересах и мотивах поведения и других свойствах индивида как личности. Результаты отражения в социуме проявляются в знаниях, оценках, идеях, нормах, традициях, обычаях, языке, пользование которыми поощряется или не поощряется обществом, его социальными единениями на данном историческом этапе. Результаты отражения реальной действительности в индивидуальном и общественном сознании проявляются, прежде всего, в духовной культуре индивида, его поведении и предпочтениях, правилах взаимодействия с другими индивидами, в отношениях с определенными социальными группами и обществом в целом, а также в традициях, обычаях, языках, предпочтениях социальных групп, составляющих общество.

В культурологии под духовной культурой понимается совокупность знаний, нравственных ценностей, обычаев, традиций, стереотипов поведения, политических, идеологических, религиозных и иных мировоззренческих представлений о рациональном общественном устройстве, востребованных социальными единениями на данном историческом этапе развития. Духовная культура объединяет наиболее характерные для членов общества образы мысли и действий, основанные на нравственных ценностях, нормах, традициях, обычаях, критериях, оценках, объединяющих людей по этим признакам в единую социальную общность[40]. В этом качестве духовная культура является тем социальным преобразователем, посредством которого информация, получаемая в результате отражения реальной действительности (включая ее проявление в виде общественного мнения), становится мотивацией политической деятельности наиболее активных социальных сил.

Как явление духовной жизни индивидов, духовная культура определяет индивидуальное мировоззрение членов общества. Она формируется на основе источников информации о культуре (слов, символов, знаков, изображений: печатной продукции, в том числе, научной, художественной и иной литературы, произведений устного народного творчества, произведений искусства, таких как картины, фрески, ноты, исполнительские произведения, схемы, чертежи и т.п.), фиксирующих исторический опыт данного общества и позволяющих осуществлять передачу составляющих духовной культуры другим социальным единениям, другим поколениям. Тем самым она выступает в качестве средства детерминирования (стандартизирует[41]) с помощью прошлого, накопленного опыта поведения конкретной социальной общности в условиях бесконечного многообразия современной политической жизни. Можно сказать, что духовная культура - это историческое наследие, которое не только обрекает нас на определенное поведение в настоящем и будущем, но и формирует наше политическое сознание.

Политическое сознание является наиболее общей категорий, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения как с политическими институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства[42]. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъектный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях[43].

1.3.1.2. Политическое сознание проявляется, в частности, в общественном мнении, в связи с чем общественное мнение становится объектом информационной политики. Специалисты в области взаимодействия с общественностью[44], в чью компетенцию входит определение способов, механизмов, средств воздействия на общественное мнение, полагают, что основными субъектами общественного мнения являются социальные группы, способные оказать заметное влияние на реализацию политики.

Общественное мнение это, прежде всего, интегральное ценностное отношение (позиция: одобрение - не одобрение, поддержка - порицание, приемлемость - не приемлемость и т. д.) общества к жизненно значимому для него вопросу (проблеме), которое формируется на основе обобщения мнений наиболее влиятельных общественных групп. Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для общества, а группового мнения - включенности группы в определенную систему отношений, степени развитости самой группы и ее общественных интересов. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный характер, отражающийся в позиции общества по соответствующему вопросу или проблеме, в деятельности отдельных общественных групп, а иногда и в жизнедеятельности общества в целом.

Общественное мнение применительно к социальной группе выполняет целый ряд жизненно важных функций: информирование и консультирование своих членов, регулирование их действий и поведения, определение позиции и допустимых (приемлемых, желательных) способов решения возникающих проблем, форм участия в определенного рода деятельности. Общественное мнение способствует процессам формирования сплоченности группы, а в определенных условиях и стабильности общества в целом. В несколько измененном виде эти функции общественного мнения выполняются и по отношению к внешнему окружению группы (другие общественные группы; институты государства и бизнес - структуры).

С достаточной для целей настоящей работы степенью приближения можно полагать, что общественное мнение представляет собой «выраженное в форме одобрительных или неодобрительных суждений, оценок, идей, представлений отношение определенной части общества или общества в целом к социально значимым проблемам жизнедеятельности, публично наблюдаемым позициям и поведению отдельных личностей или разного рода групп, как правило, затрагивающим общие интересы»[45]. Общественное мнение является важным социальным средством оценки отношения общества к субъектам политики, их политической деятельности, а на определенных этапах политической жизни – и фактором успешного проведения мероприятий политики.

1.3.2. Предмет информационной политики. Предметом информационной политики являются направления деятельности субъекта политики по достижению общественной поддержки его идеологии и хода ее реализации, а также используемые им для этого методы и средства. Данная общественная поддержка выражается в придании ценности основным положениям соответствующей идеологии и имиджу политического лидера (лидеров).

Идеология (политическая идеология) является одним из наиболее сложных понятий современной политологии. До сих пор продолжаются научные дискуссии о содержании данного понятия. Для целей настоящей работы под идеологией будем понимать комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире [46]. При этом речь идет не просто об идеях как таковых, а об идеях, имеющих политическую цель, выполняющих определенные политические задачи. Если одни идеи направлены на сохранение статус-кво в обществе, то другие имеют в виду реформы существующего положения дел, а третьи - устремлены к ликвидации сложившейся системы социальных отношений.

С содержательной стороны идеология (политическая идеология) может рассматриваться как совокупность представлений и идей, призванных стать мировоззренческой основой

а) деятельности значительной части общества по сохранению, изменению политики или свержению субъекта публичной власти;

б) определения рациональных методов и способов разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни.

Идеология образует духовный стержень деятельности субъекта политики и возникает из потребности социально активных сил общества в публичном выражении своих представлений о приоритетах общественного развития. Идеология отражает мировоззренческие позиции социально активных сил общества, борющихся за овладение публичной властью или участие в реализации этой власти. С этой точки зрения идеологию можно определить как специфическое учение (доктрину), обосновывающее притязания того или иного субъекта политики на публичную власть (или ее использование) и добивающееся в связи с этим поддержки своих идей со стороны общества.

Основными целями идеологии являются: овладение политическим сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

На теоретико-концептуальном уровне идеологии формулируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. Поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, то есть стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит восприятие ее массами. Среди наиболее известных политических теорий современности выделяются либерализм, консерватизм, социализм, социал-демократия, марксизм, фашизм, анархизм[47].

Теоретико-концептуальная составляющая идеологии может базироваться и на религиозном учении, зафиксированном в Священном Писании (Библии, Коране или других), которое отражает существо религиозного мировоззрения, его духовные (нравственные) идеалы, принципы и постулаты. Существо религии с этой точки зрения заключается в предоставлении человеку механизма установления на нравственной основе религиозного учения причинно-следственных связей между всеми значимыми для него событиями личной и социальной жизни, не получающими по тем или иным причинам удовлетворительного объяснения с точки зрения науки или здравого смысла. В этом случае та или иная трактовка причин возникновения и, соответственно, способов разрешения противоречий общественной жизни может стать основой политической борьбы. Примером является религиозный экстремизм, ставший фактором политической жизни и основой идеологии влиятельных политических сил в некоторых государствах Средней Азии, а также в ряде регионов Российской Федерации.

Можно предположить, что чем меньше рациональных и поддерживаемых обществом способов разрешения противоречий общественной жизни предлагают традиционные идеологии, тем больше сторонников приобретают силы, опирающиеся в своей идеологии на религиозные учения.

На программно-директивном уровне идеологии социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата.

На поведенческом уровне идеологии осуществляетсявнедрение в политическое сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит к определенному типу политического поведения социально активных сил общества. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К.Мангейма, как раз и состоит в том, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой воплощения этих целей и принципов в практические дела и поступки широких слоев населения.

Общественная поддержка идеологии, как правило, проявляется в согласии членов общества с ее теоретико-концептуальной составляющей, в согласии, кроме того, с предлагаемыми методами и средствами достижения политических целей и, наконец, в участии в подготовке и осуществлении мероприятий, предусмотренных программной составляющей идеологии.

Другим информационным символом социальной группы является репутация (имидж) лидера (лидеров). Это обусловлено тем, что лидер является личностно-ролевым воплощением и олицетворением интересов группы как единого целого. Он непосредственно несет моральную ответственность за престиж и сплоченность группы, эффективность ее деятельности. Его полномочия, права и обязанности в обеспечении жизнедеятельности социальной группы выражают, прежде всего, именно эту групповую солидарную задачу и функцию. Репутация лидера характеризуется общественным мнением социальной группы, а также других социальных групп о его деловых и личностных качествах, интеллектуальных способностях, нравственном потенциале, соответствии их представлению о политическом лидере. Важным фактором формирования репутации политического лидера являются его персональные (физические, психофизиологические особенности, характер, индивидуальный стиль принятия решений и т.п.), социальные (принадлежность к социальной группе, партии, национальности, профессиональной группе и т.п.) и идеологические характеристики.

Общественная поддержка политического лидера проявляется в придании этому лидеру общественной ценности, публичном или кулуарном выражении согласия с осуществляемой им политической деятельностью, поддержании его кандидатуры на мероприятиях состязательной демократии.

Таким образом, в общественном измерении информационная политика представляет собой основанный на конкурентной борьбе субъектов политики в информационной сфере универсальный социальный механизм достижения и удержания общественной поддержки субъектов политики, их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

В субъектном измерении информационная политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с достижением и удержанием (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) общественной поддержки

а) его представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях решения этих проблем;

б) его притязаний на обладание публичной властью.

Основными объектами информационной политики являются политическое сознание и общественное мнение, а предметом – идеология и имидж политического лидера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: