В обыденном сознании термин «информационная политика» ассоциируется, прежде всего, со средствами массовой информации и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов.
Применительно к деятельности субъектов политики термин «информационная политика» еще не получил значительного распространения и может трактоваться как минимум двумя способами – в широком и узком смысле.
В широком смысле данный термин может раскрываться как политика в информационной сфере общества, образуемой совокупностью общественных отношений по поводу информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, общества и государства[35]. Исходя из предложенного выше подхода, информационная политика может рассматриваться как универсальный социальный механизм выявления общественных приоритетов в развитии информационной сферы, основанный на борьбе субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации своих представлений о наиболее острых проблемах развития информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения. К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, укрепление государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, ускорение перехода российского общества к постиндустриальной фазе развития, создание индустрии конкурентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нравственных ценностей российского народа и т.п. Каждая из выделенных проблем обладает определенной степенью социальной значимости и может стать объектом интересов политических сил общества, а деятельность по ее решению – составить один из аспектов информационной политики. Рассмотрению этих аспектов информационной политики уделено определенное внимание исследователей[36].
|
|
Понятие «информационная политика» в узком смысле может быть раскрыто как универсальный механизм выявления общественных приоритетов в поддержке мировоззренческих позиций субъектов политики, их представлений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения.
В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на исследовании явлений, охватываемых понятием «информационная политика» в узком смысле.
1.3.1. Основные объекты информационной политики. Основными объектами информационной политики выступают, прежде всего, общественные отношения, связанные с процессами развития политического сознания и формирования общественного мнения, так как именно эти социальные явления определяют, с одной стороны, «предрасположенность» общества к поддержке тех или иных политических установок и выдвигающих их политических сил, а с другой – к поддержке конкретных политических мероприятий и политических лидеров данных политических сил.
|
|
1.3.1.1. Политическое сознание становится объектом информационной политики в связи с тем, что оно определяет мотивационную основу деятельности индивидов в области политики и во многом образует «духовную» основу для формирования общественного мнения.
Политическое сознание является составляющей общественного сознания ипредставляет собойдостаточно сложное социальное явление и одновременно – философскую категорию, обозначающую социальную реальность, которая является отражением политического бытия.
В философии общественное сознание раскрывается как « воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом»[37].
«Воззрения людей» существуют в виде информации, которая представляет собой «результаты отражения движения объектов материального мира, запечатленные в организме или сообществе организмов и используемые ими для адаптации к изменениям окружающей действительности»[38]. Как известно, философская категория «отражение» охватывает проявления свойства одних объектов материального мира воспроизводить в своей природе особенности других, взаимодействующих с ними материальных объектов[39], то есть свойство сохранять «следы» некоторых свойств объектов взаимодействия.
К числу «объектов», обладающих свойством отражения, относятся индивид и социум. Результаты отражения реальной действительности индивидом (индивидуальное сознание) проявляются в сведениях, знаниях, оценках, предпочтениях, потребностях, интересах и мотивах поведения и других свойствах индивида как личности. Результаты отражения в социуме проявляются в знаниях, оценках, идеях, нормах, традициях, обычаях, языке, пользование которыми поощряется или не поощряется обществом, его социальными единениями на данном историческом этапе. Результаты отражения реальной действительности в индивидуальном и общественном сознании проявляются, прежде всего, в духовной культуре индивида, его поведении и предпочтениях, правилах взаимодействия с другими индивидами, в отношениях с определенными социальными группами и обществом в целом, а также в традициях, обычаях, языках, предпочтениях социальных групп, составляющих общество.
В культурологии под духовной культурой понимается совокупность знаний, нравственных ценностей, обычаев, традиций, стереотипов поведения, политических, идеологических, религиозных и иных мировоззренческих представлений о рациональном общественном устройстве, востребованных социальными единениями на данном историческом этапе развития. Духовная культура объединяет наиболее характерные для членов общества образы мысли и действий, основанные на нравственных ценностях, нормах, традициях, обычаях, критериях, оценках, объединяющих людей по этим признакам в единую социальную общность[40]. В этом качестве духовная культура является тем социальным преобразователем, посредством которого информация, получаемая в результате отражения реальной действительности (включая ее проявление в виде общественного мнения), становится мотивацией политической деятельности наиболее активных социальных сил.
|
|
Как явление духовной жизни индивидов, духовная культура определяет индивидуальное мировоззрение членов общества. Она формируется на основе источников информации о культуре (слов, символов, знаков, изображений: печатной продукции, в том числе, научной, художественной и иной литературы, произведений устного народного творчества, произведений искусства, таких как картины, фрески, ноты, исполнительские произведения, схемы, чертежи и т.п.), фиксирующих исторический опыт данного общества и позволяющих осуществлять передачу составляющих духовной культуры другим социальным единениям, другим поколениям. Тем самым она выступает в качестве средства детерминирования (стандартизирует[41]) с помощью прошлого, накопленного опыта поведения конкретной социальной общности в условиях бесконечного многообразия современной политической жизни. Можно сказать, что духовная культура - это историческое наследие, которое не только обрекает нас на определенное поведение в настоящем и будущем, но и формирует наше политическое сознание.
Политическое сознание является наиболее общей категорий, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения как с политическими институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства[42]. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъектный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях[43].
1.3.1.2. Политическое сознание проявляется, в частности, в общественном мнении, в связи с чем общественное мнение становится объектом информационной политики. Специалисты в области взаимодействия с общественностью[44], в чью компетенцию входит определение способов, механизмов, средств воздействия на общественное мнение, полагают, что основными субъектами общественного мнения являются социальные группы, способные оказать заметное влияние на реализацию политики.
|
|
Общественное мнение это, прежде всего, интегральное ценностное отношение (позиция: одобрение - не одобрение, поддержка - порицание, приемлемость - не приемлемость и т. д.) общества к жизненно значимому для него вопросу (проблеме), которое формируется на основе обобщения мнений наиболее влиятельных общественных групп. Формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для общества, а группового мнения - включенности группы в определенную систему отношений, степени развитости самой группы и ее общественных интересов. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный характер, отражающийся в позиции общества по соответствующему вопросу или проблеме, в деятельности отдельных общественных групп, а иногда и в жизнедеятельности общества в целом.
Общественное мнение применительно к социальной группе выполняет целый ряд жизненно важных функций: информирование и консультирование своих членов, регулирование их действий и поведения, определение позиции и допустимых (приемлемых, желательных) способов решения возникающих проблем, форм участия в определенного рода деятельности. Общественное мнение способствует процессам формирования сплоченности группы, а в определенных условиях и стабильности общества в целом. В несколько измененном виде эти функции общественного мнения выполняются и по отношению к внешнему окружению группы (другие общественные группы; институты государства и бизнес - структуры).
С достаточной для целей настоящей работы степенью приближения можно полагать, что общественное мнение представляет собой «выраженное в форме одобрительных или неодобрительных суждений, оценок, идей, представлений отношение определенной части общества или общества в целом к социально значимым проблемам жизнедеятельности, публично наблюдаемым позициям и поведению отдельных личностей или разного рода групп, как правило, затрагивающим общие интересы»[45]. Общественное мнение является важным социальным средством оценки отношения общества к субъектам политики, их политической деятельности, а на определенных этапах политической жизни – и фактором успешного проведения мероприятий политики.
1.3.2. Предмет информационной политики. Предметом информационной политики являются направления деятельности субъекта политики по достижению общественной поддержки его идеологии и хода ее реализации, а также используемые им для этого методы и средства. Данная общественная поддержка выражается в придании ценности основным положениям соответствующей идеологии и имиджу политического лидера (лидеров).
Идеология (политическая идеология) является одним из наиболее сложных понятий современной политологии. До сих пор продолжаются научные дискуссии о содержании данного понятия. Для целей настоящей работы под идеологией будем понимать комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире [46]. При этом речь идет не просто об идеях как таковых, а об идеях, имеющих политическую цель, выполняющих определенные политические задачи. Если одни идеи направлены на сохранение статус-кво в обществе, то другие имеют в виду реформы существующего положения дел, а третьи - устремлены к ликвидации сложившейся системы социальных отношений.
С содержательной стороны идеология (политическая идеология) может рассматриваться как совокупность представлений и идей, призванных стать мировоззренческой основой
а) деятельности значительной части общества по сохранению, изменению политики или свержению субъекта публичной власти;
б) определения рациональных методов и способов разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни.
Идеология образует духовный стержень деятельности субъекта политики и возникает из потребности социально активных сил общества в публичном выражении своих представлений о приоритетах общественного развития. Идеология отражает мировоззренческие позиции социально активных сил общества, борющихся за овладение публичной властью или участие в реализации этой власти. С этой точки зрения идеологию можно определить как специфическое учение (доктрину), обосновывающее притязания того или иного субъекта политики на публичную власть (или ее использование) и добивающееся в связи с этим поддержки своих идей со стороны общества.
Основными целями идеологии являются: овладение политическим сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.
В идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.
На теоретико-концептуальном уровне идеологии формулируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. Поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, то есть стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит восприятие ее массами. Среди наиболее известных политических теорий современности выделяются либерализм, консерватизм, социализм, социал-демократия, марксизм, фашизм, анархизм[47].
Теоретико-концептуальная составляющая идеологии может базироваться и на религиозном учении, зафиксированном в Священном Писании (Библии, Коране или других), которое отражает существо религиозного мировоззрения, его духовные (нравственные) идеалы, принципы и постулаты. Существо религии с этой точки зрения заключается в предоставлении человеку механизма установления на нравственной основе религиозного учения причинно-следственных связей между всеми значимыми для него событиями личной и социальной жизни, не получающими по тем или иным причинам удовлетворительного объяснения с точки зрения науки или здравого смысла. В этом случае та или иная трактовка причин возникновения и, соответственно, способов разрешения противоречий общественной жизни может стать основой политической борьбы. Примером является религиозный экстремизм, ставший фактором политической жизни и основой идеологии влиятельных политических сил в некоторых государствах Средней Азии, а также в ряде регионов Российской Федерации.
Можно предположить, что чем меньше рациональных и поддерживаемых обществом способов разрешения противоречий общественной жизни предлагают традиционные идеологии, тем больше сторонников приобретают силы, опирающиеся в своей идеологии на религиозные учения.
На программно-директивном уровне идеологии социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата.
На поведенческом уровне идеологии осуществляетсявнедрение в политическое сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит к определенному типу политического поведения социально активных сил общества. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К.Мангейма, как раз и состоит в том, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой воплощения этих целей и принципов в практические дела и поступки широких слоев населения.
Общественная поддержка идеологии, как правило, проявляется в согласии членов общества с ее теоретико-концептуальной составляющей, в согласии, кроме того, с предлагаемыми методами и средствами достижения политических целей и, наконец, в участии в подготовке и осуществлении мероприятий, предусмотренных программной составляющей идеологии.
Другим информационным символом социальной группы является репутация (имидж) лидера (лидеров). Это обусловлено тем, что лидер является личностно-ролевым воплощением и олицетворением интересов группы как единого целого. Он непосредственно несет моральную ответственность за престиж и сплоченность группы, эффективность ее деятельности. Его полномочия, права и обязанности в обеспечении жизнедеятельности социальной группы выражают, прежде всего, именно эту групповую солидарную задачу и функцию. Репутация лидера характеризуется общественным мнением социальной группы, а также других социальных групп о его деловых и личностных качествах, интеллектуальных способностях, нравственном потенциале, соответствии их представлению о политическом лидере. Важным фактором формирования репутации политического лидера являются его персональные (физические, психофизиологические особенности, характер, индивидуальный стиль принятия решений и т.п.), социальные (принадлежность к социальной группе, партии, национальности, профессиональной группе и т.п.) и идеологические характеристики.
Общественная поддержка политического лидера проявляется в придании этому лидеру общественной ценности, публичном или кулуарном выражении согласия с осуществляемой им политической деятельностью, поддержании его кандидатуры на мероприятиях состязательной демократии.
Таким образом, в общественном измерении информационная политика представляет собой основанный на конкурентной борьбе субъектов политики в информационной сфере универсальный социальный механизм достижения и удержания общественной поддержки субъектов политики, их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.
В субъектном измерении информационная политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с достижением и удержанием (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) общественной поддержки
а) его представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях решения этих проблем;
б) его притязаний на обладание публичной властью.
Основными объектами информационной политики являются политическое сознание и общественное мнение, а предметом – идеология и имидж политического лидера.