Общие положения. Понятие «сущность»[2] обозначает то главное, заключенное в предмете (явлении) основание (его ключевые качества)

Понятие «сущность»[2] обозначает то главное, заключенное в предмете (явлении) основание (его ключевые качества), которое определяет закономерности всех изменений, происходящих в нем при взаимодействии с другими предметами. Раскрытие сущности заключается в выявлении как этих ключевых качеств рассматриваемого предмета, так и закономерностей их трансформации в его содержание и форму.

Исходя из этого, определение сущности государственной информационной политики должно позволить выявить ее ключевые качества как самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности их проявления в содержании и форме данной политики.

Ученые и специалисты уже уделили определенное внимание решению этой проблемы, предлагая дефиниции государственной информационной политики или выделяя те качества государственной информационной политики, которые представляются им весьма важными, ключевыми для понимания ее сущности.

Так, В.Д.Попов определил государственную информационную политику как «особую сферу жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей, читателей и т.д.), связанную с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересам государства и гражданского общества, и направленную на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями»[3]. Из этого определения следует, что основным объектом государственной информационной политики является «воспроизводство и распространение информации, удовлетворяющей интересам государства и гражданского общества», предметом – «обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями», а субъектами - люди (политики, ученые, аналитики, журналисты, слушатели, читатели и т.д.). Естественно возникает вопрос – где здесь государственная политика? Судя по составляющим рассматриваемого термина, основным субъектом этой политики должно быть государство, а именно о нем в определении ничего не сказано.

Комитет по информационной политике и связи Государственной Думы Российской Федерации в Концепции государственной информационной политики[4] предложил рассматривать государственную информационную политику как «совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений (задач) их достижения и системы мер, их реализующих». Судя по данному определению, объектом государственной информационной политики являются цели, отражающие национальные интересы России в информационной сфере. Предмет и субъект политики не указаны. Эти цели закреплены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной в 2000 году Президентом Российской Федерации[5]. Если следовать логике составителей Концепции, то объектом государственной информационной политики являются основные положения данного политического документа Президента Российской Федерации, предметом – их реализация, а субъектами – все субъекты реализации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. При всей кажущейся стройности такого подхода, он обладает, как минимум, двумя недостатками.

Во-первых, он не согласуется с принятой политической практикой. В рамках этой практики деятельность государства по реализации тех или иных положений Доктрины может осуществляться как в рамках самостоятельных направлений государственной информационной политики (например, государственной политики развития информационного общества в Российской Федерации[6]), так и в других областях деятельности государства (например, защита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере).

В-вторых, это противоречит широко распространенному мнению специалистов о том, что государственная информационная политика в значительной степени связана с проблематикой средств массовой информации. Так, С.В.Коновченко[7], рассматривая вопросы государственной информационной политики, основное внимание сосредотачивает на отношении публичной власти и средств массовой информации и коммуникации (СМИК). Аналогичной позиции придерживается С.Г.Колесник, президент Фонда развития информационной политики. Данный вывод следует из ее понимания «ключевой задачи информационной политики в России» - «организация единого информационного пространства страны, которое позволит услышать голос всех основных групп общества, всех регионов нашего государства со всеми бедами, чаяниями и достижениями, которое создаст условия для процесса демократического выражения и согласования частных интересов и будет работать на успешное развитие целого»[8].

Такое же мнение о государственной информационной политике у бывшего заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, бывшего председателя комиссии Совета Федерации по информационной политике Д.Ф.Мезенцева. Он полагает, что данная политика должна ориентироваться на обеспечение «все более расширяющегося окна возможностей для уже действующих СМИ, принципа «недавимости», невмешательства, но при этом и принципа поддержки действия закона, в том числе, регулирующего хозяйственную деятельность и ее открытость». Данная политика «включает вопросы формирования единого информационного пространства, выравнивания государственных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина на доступ к информации, материальной помощи районным газетам»[9].

Близкую точку зрения высказывают:

заместитель Руководителя Роспечати В.С.Козлов, выделяющий в качестве направлений государственной информационной политики развитие независимых, свободных, экономически сильных, отражающих весь спектр мнений и идей СМИК, развитие материально-технической базы, развитие института подписки на продукцию СМИ, финансовую поддержку периодической печати, книгоиздания и электронных СМИ[10];

член Общественной палаты Российской Федерации С.А.Марков, который относит к проблематике государственной информационной политики реализацию «концепции социальной ответственности СМИ» и организацию демократического контроля за их деятельностью[11].

В целом, в зависимости от отношения к вопросу об объекте государственной информационной политики, ученые и специалисты, могут быть разделены на три группы. Первая группа объединяет специалистов, полагающих, что объектом государственной информационной политики являются процессы «информационного» развития общества, вторая группа - специалистов, полагающих, что объектом государственной информационной политики являются государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина в области доступа к информации и, соответственно, свободы массовой информации. Наконец, третья группа – специалистов, полагающих, что объектом государственной информационной политики является развитие информационного пространства России, информационной инфраструктуры, создающей условия для доступа граждан к информации. При этом все соглашаются с тем, что государственная информационная политика – это, прежде всего, политика государства в области развития информационной сферы общества.

В основу предлагаемого в настоящей работе подхода к рассмотрению государственной информационной политики положена теория деятельности[12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: