Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Зачем люди придумывают загадки?
– Как придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово.
Учащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд.
Загадки:
1. Я над речкой лежу,
Оба берега держу.
(Мост.)
2. Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога.)
3. Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля.)
4. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий.
(Небо.)
5. Его весной и летом 6. Рогатый, а не бодается.
Мы видели одетым. (Месяц.)
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. 7. Деревянные кони
Но зимние метели По снегу скачут,
В меха его одели.А в снег не проваливаются.
(Дерево.) (Лыжи.)
Ключевое слово: молодцы.
|
|
Внеурочная деятельность: сочинить загадку о ёжике.
Дополнительный материал к уроку 10
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своём виде могла быть не чем иным, как смелым вопросом пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы».
Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представление о мире облекалось в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, «тайного» языка, чтобы скрыть свои намерения, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.
Но загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты.
|
|
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.
В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх?». Неотгадавшего постигала смерть. Разгадал эту загадку только царь Эдип: утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
В русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: «Что растет без коренья?» (Камень.) «Что цветёт без цвету?» (Папоротник.) «Что бежит без повода?» (Вода.) В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.
С течением времени загадка становится дидактическим средством – средством обучения детей.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
И в наше время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Урок 11. Русские народные потешки. небылицы.
стихи и песенки из книги «рифмы матушки гусыни»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.
Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.