Мигель де Сервантес Сааведра

Мигель Сервантес – великий писатель испанского Возрождения. Его жизнь, раннее творчество, комедии, сборник «Назидательные новеллы», трагедия «Нумансия»

В творчестве Сервантеса литература испанского Возрождения поднялась на огромную высоту. Родился Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616) в семье бедного лекаря в кастильском городке Алькала де Энарес. Когда пришло время подумать о самостоятельной жизни, Сервантес отправился в 1568 г. в Италию. Некоторое время он служит кардиналу Аквавиве в должности камерария (дворецкого), затем поступает солдатом в испанские войска, расквартированные в Италии. Вскоре Сервантес принял участие в военных действиях против Турции. Тяжелые раны изувечили храбреца.

В 1575 г. Сервантес вместе со своим братом-солдатом решил вернуться на родину. Однако у берегов Франции на корабль неожиданно напали алжирские пираты, захватили его и увели в Алжир. Пять лет томился он в алжирской неволе. Лишь в 1580 г. Сервантес обрел, наконец, долгожданную свободу. Но автор «Дон Кихота» был беден и к тому же не раз уже попадал за тюремную решетку. И до конца своих дней находился Сервантес в условиях весьма стесненных. Его слав гремела далеко за пределами Испании, а он с трудом сводил концы с концами.

Тема свободы и рабства раскрываются Сервантесом в трагедии «Нумансия» (или «Нуманция») (1581 – 1583), посвященный героическому прошлому Испании. Ее исторической основой служат бурные события до новой эры, развернувшиеся на Пиренейском полуострове. Попытки римлян взять приступом Нумансию кончились полной неудачей. Полководцу Сципиону удалось полностью изолировать осажденный город от внешнего мира. В Нумансии начались голод и болезни. После 10-летней осады героическая Нумансия стала добычей римлян.

Свою трагедию Сервантес начинает с того критического момента, когда в римский лагерь прибывает Сципион. Когда изнуренные голодом нумантийцы убеждаются в том, что дальнейшее сопротивление невозможно, они принимают героическое решение. На огромных кострах сжигают они свое имущество, а затем лишают себя жизни, чтобы не стать рабами надменных завоевателей.

Заканчивается трагедия монологом Славы. Она выходит в белом одеянии при звуках труб и заявляет, что подвиг нумантинцев навсегда сохранится в памяти народов.

Многое роднит «Нумансию» с классической трагедией, но в ней нет традиционного главного героя. Ее героем являются все жители города, весь народ. Это подлинно народная трагедия, поражающая своим размахом и в то же время каким-то суровым локанизмом. Появляющиеся в трагедии аллегорические фигуры увеличивают ее масштабы, делают ее еще более монументальной.

Сервантес писал не только трагедии. Он умел видеть жизнь и с ее забавной стороны. В сборнике «Восемь комедий и восемь интермедий, новых и никогда не представленных» (1615) есть отличные образцы Сервантесовской комедиографии.

Комедия «Педро Урдемалас» (около 1610 -1611), основанной на фольклорных мотивах. Педро Урдималас был популярным героем народных побасенок. Он хитер, находчив, непоседлив, остроумен, любит подшутить над своими хозяевами и другими людьми. Он всегда готов помочь людям, попавшим в трудное положение, и лукавого хитреца поразит его же оружие. Заканчивается комедия тем, что Педро становится актером и в полном согласии с автором ратует за утверждение жизненной правды на театральных подмостках.

В интермедии «Театр чудес» двое ловких мошенников прибывают в небольшой городок и выдают себя за содержателей «театра чудес». Они обещают показать удивительный спектакль, который, однако, не сможет увидеть «ни один из тех, который имеют в крови хоть какую-нибудь примесь от перекрещенцев или которые родились и произошли от своих родителей не в законном браке». Никто из зрителей не осмеливается сказать, что ничего не видит, дабы не навлечь на себя подозрение в кровном родстве с маврами или евреями. В основе интермедии лежит старинный народный анекдот, встречающийся в разных вариантах у разных народов.

Интермедии не были случайным эпизодом в творческой истории Сервантеса. Они свидетельствовали не только о его демократических симпатиях, но и том, что он весьма бережно относился к литературным традициям, помогавшим отстаивать принципы литературы «реальной».

Сервантеса всегда привлекал жанр новеллы. Наиболее значительным создание Сервантеса в этой области являются «Назидательные новеллы» (1613). Писатель миру «низких» истин решительно противопоставлял мир «идеальной» правды. Душой идеального мира является любовь. Назидательные новеллы разнообразны, как разнообразна та жизнь, которая их наполняет.

Многое в новеллах восходит к непосредственному жизненному опыту самого Сервантеса, например, те страницы, где он рассказывает о нападениях турецких пиратов и о злоключениях крестьян в алжирской неволе. Так, завязкой новеллы «Английская испанка» служит нападение английской эскадры в 1596 г. на испанский город Кадис.

Сервантес не останавливается на изображении какого-либо одного социального круга. Одна яркая сцена сменяется другой. Сервантес не только талантливый, очень наблюдательный бытописатель, но и искусный мастер интриги.

Испытание человека любовью принадлежит к наиболее характерным темам сборника. Влюбленные Сервантеса способны на подвиг, на отречение. Автор намеренно ставит их в самые трудные условия для того, чтобы придать особую значительность их нравственной победе.

«Назидательные новеллы» имели большой и вполне заслуженный успех у читателей.

Нумансия
Данное название пьесы и отнесение ее к жанру трагедии принадлежит переводчику В.А.
Пясту. Подлинное ее название - "Комедия (то есть представление) об осаде
Нумансии". Переводчиком в связи с намечавшейся в 1938 году постановкой пьесы в
Ленинграде в целях придания большей сценичности были внесены как в состав
действующих лиц, так и в самый текст некоторые изменения. Все эти изменения
редакцией сняты в согласии с текстом Сервантеса.

Среди действующих лиц пьесы имеется несколько исторических имен:
Публий Корнелий Сципион Африканский (младший) (род. ок. 185 г. до н. э., ум. в 129
г.). - Один из лучших римских военачальников того времени, покоривший и
разрушивший в 146 году до н.э. Карфаген. Избранный во второй раз консулом в 134 г.
он был направлен в Испанию с поручением окончить тяжелую и неудачную для римлян
борьбу с кельтиберийскимн племенами и в первую очередь с Нумансией, центром и
основной твердыней конфедерации, в которую входили многие народы полуострова.

Югурта - племянник и преемник нумидийского царя Миципсы, умершего в 118 году до н.
э. Был послан во главе нумидийского отряда в Испанию на помощь римлянам,
осаждавшим Нумансию. Став впоследствии опасным врагом Рима, был взят в плен Марием
и казнен в подземной тюрьме на Капитолии (104 г. до н. э.).

Гай Марий (род. 156 - ум, в 86 г. до н. э.) - победитель кимвров, тевтонов и
Югурты, видный политический деятель и военачальник эпохи, занимавший со 106 года
восемь раз пост консула в Риме. Свою военную деятельность Марий начал в Испании в
войсках Сципиона.
Что касается Квинта Фабия, которого Сервантес упорно называет братом Сципиона,
то, вероятно, речь идет о Квинте Фабии Сервилиане Эмилии, одном из незадачливых
предшественников Публия Корнелия на посту командующего римскими войсками в
Испании. Так как в роду Сципионов все его представители по мужской линии носили
всегда одно из трех личных имен Гал, Публия и Луция, то Квинт Фабий Сервантеса
никак не мог быть братом Сципиона, хотя и мог состоять с ним в известной степени
родства.
Среди действующих лиц нумантинцев также имеются исторические фигуры. Таков Теоген
, активный организатор героического сопротивления Нумансии.

Акт первый

Должны бы быть и доблестей романских. - Здесь "романских" в смысле "римских".
Не то фламандских выродков - явный анахронизм; никаких фламандцев в римскую эпоху
не существовало. Анахронизм объясняется тем, что во время написания Сервантесом
"Нумансии" Испания Филиппа II вела с переменным успехом борьбу за обладание
Фландрией.
Суровый Марс с изнеженной Венерой. - Марс (римское наименование греческого бога
войны Ареса) был мужем богини красоты и любви Венеры (греческой Афродиты).
Киприды культ здесь многие пытались соединить и с Бахусавой верой. Киприда - одно
из прозвищ богини, родившейся, согласно мифу, из пены волн на острове Кипр. Этот
остров был одним из главных мест поклонения Венере и считался любимым местом ее
пребывания. Бахус (греческий Вакх, Дионис) - бог вина и виноделия. Здесь синонимы:
Киприда - сладострастия, разврата; Бахус пьянства, разгула.

...с которым мы могли б договориться... - У нумантинцев имелись все основания
жаловаться на римских полководцев, нередко заключавших под влиянием неудач мирные
договоры с кельтиберийскими племенами с твердым расчетом, что эти договоры не
будут утверждены римским сенатом. Иногда же, как это было с Квинтом Помпеем Руфом,
при изменении военной обстановки в их пользу сами полководцы цинично заявляли, что
никаких договоров они не заключали. Такими же справедливыми и исторически
достоверными являются и жалобы нумантийских послов в трагедии Сервантеса на
"поборы" и "утеснения" жителей, чинившиеся римскими властями.

Ни для солдат, ни для декуриона. - Декурион - начальник декурии, отделения в 10
человек, главным образом всадников. Три декурии в римском войске составляли
"турму", которой начальствовал декурион.

Выходит дева. На ней корона из башенок... - Испанское слово "кастильо" означает
"замок". Древнее название Испании - Кастилья, сохранившееся в наименовании
провинций Старой и Новой Кастилии, может быть передано словами "страна замков".
Так как неизбежной принадлежностью средневекового замка были башни, появление
аллегорической фигуры Испании в короне из башенок и с моделью замка в руках
является воплощением героической редины нумантинцев.
То финикиянин, то грек владели Испанией. - Юго-западная часть древней Испании,
страны, в основном населенной кельтиберами, была в конце XII века до н. в.
захвачена финикиянами, в дальнейшем распространившими свое влияние на западное и
восточное побережье Пиренейского полуострова и основавшими в захваченных ими
владениях свои колонии: Мелькартею (Алхесирас), Малаку (Малагу), Гадес (Кaдикс),
Гиспалис (Севилью) и др. Появление на востоке Испании греков относится историками
к VII веку до н. э. Греки, ведшие постоянны" войны с финикиянами и с
карфагенянами, завладевшими Ба-леарскими островами, оставили след своего
пребывания в виде торговых факторий, давших свое имя многим испанским городам. К
236 году до н. 9. относится начало захвата Испании карфагенянами, высадившимися на
юго-востоке полуострова под предводительством Гамилькара Барки, основавшего здесь
после упорной борьбы с кельтиберами "империю Баркидов" со столицей в Картахене,
просуществовавшую до 206 года до н. э., когда под натиском римских войск
карфагеняне вынуждены были покинуть полуостров. Своим именем Испания обязана
карфагенскому слову "Спаун". До этого она была известна под именами, которые ей
дали финикияне и греки: Тартес (фин.) и Гесперия, или Иберия (греч.). С момента
вытеснения карфагенян с полуострова началось планомерное завоевание его римлянами,
длившееся около 200 лет. Одним из особенно ярких эпизодов этого завоевания и была
осада и падение Нумансни.
Сыны мои ни разу не сливались в одну семью... - Племена, населявшие Испанию,
нередко враждовали друг с другом, предпочитали воевать в одиночку и даже помогали
римлянам.
А римляне, хотя числом несметны... - Численность войск, собранных Сципионом вокруг
Нумансии, определяется историками в 40-60 тысяч человек.
Дуэро и Тахо - главные водные артерии полуострова. Подобно рекам Малой Азии
Пактолу и Герму, Тахо в древности почитался золотоносным.
Выходит река Дуэро и три речки: их изображают три мальчика... - Три речки -
притоки Дуэро: Оброн (в наст. время Урбион), Минуэса (в наст, время Ревинуэса) и
Тэра. Так как реки в испанском языке мужского рода, то и притоки Дуэро должны были
изображать на сцене мальчики. Роль Дуэро также должен был исполнять актер, о чем
Сервантес не считает нужным особо упомянуть.

...около города Серии, который в то время назывался Нумансия. Отождествляя
Нумансию с Сорией, Сервантес допускает ошибку. Историческая Нумансия была
расположена на невысоком крутом холме в нескольких километрах от Сории, близ
нынешнего селения Гарай в верховьях Дуэро, при впадении его притока Тэры. Там в
настоящее время в память героической осады воздвигнут обелиск. Сория же была
известна под именем Новой Нумансии, или Кауки, и являлась аванпостом в общей
системе обороны.

Они в меня кидают сваи скопом... - Сципион распорядился запрудить Дуэро и тем
самым не только лишил население Нумансии возможности сноситься с внешним миром
вплавь, но и отрезал его от воды.

(Как возвестили небеса Протею...) (миф.) - Протей - вещий морской старец, пасший
тюленьи стада Амфитриды. Он был одарен даром прорицания и способностью принимать
различные образы. В полдень он поднимался со дна моря и отдыхал под скалою, куда
стекались желающие узнать будущее. От них Протей скрывался, принимая другой вид,
однако в конечном счете почти всегда соглашался выступить в роли прорицателя.
В своем монологе Дуэро предсказывает историческое будущее Испании. Он упоминает
следующие события: вторжение германских народов в Испанию в начале V века н. э. -
вандалов и свевов, захвативших Галисию, аланов, овладевших Луситанией (современной
Португалией) и другой ветви вандалов, так называемых силингов, занявших Бетику
(современную Андалусию), а также захват вестготами северо-восточной части
полуострова (современной Каталонии).
В пятой строфе Дуэро предсказывает создание вестготами на полуострове сильной
монархии, просуществовавшей триста лет и внесшей коренные изменения в социальный
строй, систему управления и культуру полуострова. В частности, народности,
населявшие древнюю Испанию, были обязаны вестготской монархии реорганизацией своих
военных сил, на что и намекает Дуэро, говоря о "готах, с пышностью вооруженных".
Свои реформы вестготские короли проводили в жизнь, руководствуясь идеей
объединения вестготской и испано-римской народностей. Именно эту характерную
особенность внутренней политики вестготских королей и имеют в виду два
заключительных стиха пятой строфы: "Они, войдя с Испанией в слиянье, мощь новую
вдохнут в ее деянья".

В шестой строфе имеется в виду нашествие на Италию свирепого царя гуннов Аттилы в
452 году н. э. и разграбление Рима вандалами в 455 году. В обоих случаях Рим был
спасен от разрушения папою Львом I, так назыв. Великим, сумевшим уговорить Аттилу
остановить свои войска, докатившиеся до "вечного города" и на своем пути уже
разрушившие Милан и Падую, и добившимся от короля вандалов Гейзериха обещания не
убивать людей и не сжигать разграбленных им церквей и жилищ. Стихи "великий
кормчий корабля святого, чтоб было к бегству все ему готово" относятся к Льву I,
так как папа во время разграбления Рима вандалами был вынужден покинуть город,
чтобы избежать смерти. Ватикан в эпоху Льва I еще не был резиденцией папы; здесь
Ватикан - символ и синоним папской власти.

В седьмой строфе имеется в виду кратковременная война испанского короля Филиппа II
с папою Павлом IV в 1556-1557 годах, когда испанские войска под начальством
герцога Альбы вторглись в папские владения и угрожали осадой Риму. Осуществить эту
осаду Альбе не удалось в связи с окончанием войны.
Прозвание, звучащее столь лестно, "католики", не будет ли он вправе дать королям
твоим? - Хотя испанские государи издавна присваивали себе звание "католических
королей", однако формально оно было закреплено за королями Исабеллой I и
Фердинандом II папою Александром VI Борджиа, после того как Фердинанд заявил о
своем намерении защищать католическую церковь. Сервантес, как это он делает в
девятой строфе по отношению к Филиппу II, совершенно незаслуженно восхваляет
Александра VI, который был одним из самых порочных и преступных пап XVI века.

Вновь Луситании лоскут червленый к кастильским ризам присоединится. Дуэро в этой
десятой строфе предсказывает присоединение к Кастилии и Арагону Португалии
(древней Луситании) в 1580-1581 годах.
Акт второй

Но и друзья с врагом уговорились... - У Сервантеса сказано конкретнее: испанцы.
Нам надлежит Юпитеру молиться... - Юпитер (Зевс) - верховный бог греков и римлян,
владыка неба, вершитель судеб народов и царств.
Плутон, великий повелитель ада... - Плутон - брат Юпитера (Зевса) и Нептуна
(Посейдона), царь смерти и подземного царства, которое он получил при разделе
власти над вселенной после победы богов над титанами и гигантами. Другое его имя -
Аид, или Гадес. Властвуя над недрами земли, Плутон был не только владыкою царства
теней, но и содержащихся в земле ископаемых руд, металлов и произрастающих хлебных
злаков. Его женою была Прозерпина (Персефона) - дочь богини земледелия Цереры
(Деметры), похищенная им с разрешения Юпитера втайне от матери. Опечаленная и
оскорбленная Церера запретила земле производить плоды, и Юпитер был вынужден
согласиться на то, чтобы Прозерпина оставалась с матерью две трети года, а
последнюю треть проводила с мужем в Аиде, царицей которого она была. Миф о
Прозерпине в древности толковался, как символическое изображение бессмертия
природы, обновляющейся с каждой весной, а вместе с тем и бессмертия души.

...из коей три выходят беспощадных сестры. - Три сестры - парки (у римлян) или
мойры (у греков), дочери Ночи - богини Клофо, Лахезпс и Атропа (в переводе
Неизбежная). Первая пряла нить человеческой жизни, вторая направляла судьбу
человека, третья обрезала эту нить.
Пусть при лихом надсмотрщике Хароне... - Харон - в греческой мифологии старый,
неумолимый перевозчик, переправляющий тени умерших через адские реки в подземное
царство и не допускающий их возвращения в мир живых людей. За перевоз Харон
получал медную монету (обол), которую при погребении родственники клали покойнику
в рот.
Пусть Цербер-пес и дик и непреклонен... - Цербер - трехглавый адский пес, со
змеями вместо волос, охраняющий выход из ада и никого не выпускающий...
Стигийскою водою клянусь... - Клятва водою адской реки Стикса была самой священной
и страшной клятвой древности. За невыполнение ее на людей и богов налагалась
тяжелая кара: в течение девяти месяцев виновные оставались недвижными, а боги
изгонялись с горы Олимпа, где, согласно верованиям того времени, имел свое
местопребывание сонм небожителей.
Вас, бесы, и тебя, о дух тлетворный, в личине Змия в мир соблазн вводящий... -
Здесь Сервантес допускает характерное смешение античной и библейской мифологии.
Змий - Сатана, соблазнивший Адама и Еву в раю.

Акт третий

Сцены третьего акта, рассказывающие о решении, принятом нумантинцами, истребить все материальные ценности Нумансии, самый город сжечь и избегнуть позорного плена
путем массового самоубийства, вполне соответствуют исторической действительности,
так же как и сцены голода и физических страданий,
Ведь тысячи три в нашем войске, у них же - у них тысяч сто! - поэтическая
вольность, допущенная переводчиком в интересах стиха. У Сервантеса сказано
определеннее: восемьдесят тысяч. Что касается гарнизона Нумансии, то большинство
историков определяет его приблизительно в восемь тысяч человек, но это не
противоречит трем тысячам, о которых говорит Сервантес, так как число защитников
города могло сократиться за счет голода и болезней.

...все свое имущество снесли мы на тот огонь, и до четвертой сферы вздымаются его
седые дымы. - Согласно весьма популярной в средние века и в эпоху Возрождения
системе мироздания знаменитого географа и астронома древности Клавдия Птолемея,
небо состояло из одиннадцати сфер, посвященных античным богам и богиням. В
частности, "четвертая сфера" носила название "сферы Солнца". Иными словами: дым от
костра поднимался до самого солнца.

Акт четвертый

Своих орлов высоко воздвигает вождь Сципион... - Знаменем римских легионов был
орел.
...войскам Филиппа, Карла, Фердинанда. - Имеются в виду три знаменитых в истории
Испании короля: Филипп II, Карл V и Фердинанд II.
Прошу тебя, в святилище Дианы пойдем, мой друг... - Диана (Артемида) богиня луны,
рощ и охоты, покровительница девственности и чистоты нравов.
В последних эпизодах трагедии, посвященных героической гибели Нумансии, Сервантес
значительно отходит от исторической правды, усиливая патриотическую, чисто
"испанскую" сторону пьесы. Если верить показаниям Аппиана Александрийского - а не
верить им у нас нет никаких оснований, так как в своей книге "Об иберийских
войнах" он использовал материал из не дошедшего до нас труда греческого историка
Полибия, свидетеля осады, - измученная голодом и болезнями Нумансия была вынуждена
сдаться на милость победителя. Аппиан изображает следующим образом ход событий. В
день сдачи Сципион приказал нумантинцам снести оружие в определенное место, а на
другой день собраться в другом, намеченном им пункте. Нумантинцы приняли
требования Сципиона, но просили дать им день отсрочки, который они употребили на
массовое самоистребление. На третий день уцелевшие жители вышли из города. Оставив
из них пятьдесят человек для триумфа, Сципион всех остальных продал в рабство, а
самый город сровнял с землей. Таковы данные истории. Весь эпизод с героической
смертью мальчика Вириата принадлежит Сервантесу, но вполне отвечает народной
традиции, нашедшей себе выражение в романсе, включенном испанским
писателем-гуманистом Хуаном де Тимонедой в его сборник романсов "Языческая роза
романсов из истории римской и троянской". Возможно, что именно отсюда и почерпнул
Сервантес весь этот заключительный эпизод своей трагедии.

...на полюс с полюса, от Бактры к Тиле... - Бактрой (Бактрией) в древности
называлась страна, лежавшая между западной частью Гиндукуша, горами Сефид-Ку и
рекой Аму-Дарья. Столицей ее был город Бактра (в настоящее время Балх) родина
персидского царя Кира и основателя зендской религии Зороастра (Заратустры). Бактра
была в древности важным торговым пунктом на пути из Индии в Европу. За свое
многовековое существование Бактрия, принадлежащая сейчас Афганистану, входила в
состав индийского царства, персидской монархии Кира, государства, созданного
Александром Великим, сирийского, парфянского и индо-скифского царств. Простираясь
до рек Кабула и Инда, Бактрия считалась древними одной из наиболее южных точек
вселенной и как таковая нередко упоминалась античными поэтами. Что касается Тиле,
то этот остров в Северном море, иначе именуемый Туле, или Фуле, также считавшийся
крайним, только северным пунктом вселенной, по-видимому, соответствовал
современной Исландии или какой-либо части Норвегии, хотя имеются ученые гипотезы в
пользу Ютландии и одного из Шотландских островов. Был открыт греческим
путешественником Пифеем в IV веке до н. э.
Ф. Кельин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: