Структура и состав семьи, их влияние на формирование личности дошкольника

Структура семьи определяется количеством поколений, количеством и полом детей, наличием обоих родителей.

По количеству поколений

Наиболее распространена в нашем обществе Двух поколенная семья: дети + родители.

Положительные аспекты такой семьи

- молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, ответственности;

- меньше конфликтов «отцов и детей»

Недостатки такой семьи

- теряются семейные связи, традиции;

- у старшего поколения нет возможности тесного общения со своими внуками, участия в их заботе и воспитании

Многопоколенная семья (родители, дети, прародители)

- если семья дружная, то имеется разностороннее общение, взаимовлияние;

- лучше обеспечен быт;

- более целесообразное распределение пед. сил

- отсутствие последовательности и единства требований к ребенку со стороны членов семьи;

- разнобой в методах воспитания (родители обычно более требовательны, прародители больше прощают, разрешают)

По наличию обоих родителей - полная и неполная

Неполная семья (нет одного из родителей)

- трудность в воспитании детей заключается в недостатке общения, отсутствии правильной психологической атмосферы.

При воспитании в такой семье мать не должна изнеживать ребенка, а, наоборот, подчеркивать в мальчике мужские черты, систематически обеспечивать общение с родственниками мужского пола.

Важно усилить влияние каждого члена семьи на ребенка, чтобы компенсировать отсутствие члена семьи.

По количеству детей в семье

Однодетная семья. В большинстве случаев ребенок в центре семьи, ему перепадает больше материальных и эмоциональных благ. Но ребенок чаще находится на позиции опекаемого, делает все вполсилы.

Единственный ребенок не имеет возможности близко общаться с другими детьми, у него часто развивается завышенная самооценка и самомнение, могут проявиться эгоистические черты.

В семье с несколькими детьми детям приходится делить между собой заботу и внимание родителей. Это компенсируется особыми эмоциональными связями в общем детском мире. Старшие и младшие выступают по отношению к друг другу в качестве обучающих и обучаемых.

- дети могут соперничать между собой, младшие не хотят донашивать вещи старших, старшие не хотят нянчить младших.

Можно выделить несколько типов семей.

1 тип. Благополучные семьи.

Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие духовные интересы и потребности, гражданственность. Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.

2 тип. Формально-благополучные семьи.

Для них характерна идейная убежденность, ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствуют уважение между членами семьи, духовная близость.

3 тип. Неблагополучные семьи.

Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведении хозяйства.

4 тип. Неполная семья.

Это семьи в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и неблагополучной, если эти условия нарушаются.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: