Капризы и упрямство детей ,их причины

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве, детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин, своеволием, недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени соци-альной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний пе-реходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.. О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышеска-занным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы, в недовольстве, раздражительности, плаче, в двигательном пе-ревозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система. Причиной капризов служит прежде всего, это неразумная родительская любовь, заласкивание малышей, потворство их прихотям, удовлетворение и предупреждение их желаний (часто совсем необоснованных), изнеживание детей. В такой атмосфере ребенок совершенно уверен, что со стороны родителей не будет никакого отказа в удовлетворении любого его желания. Избыток родительской заботы парализует активность ребенка, заласкивание и изнеживание ребенка развивает и закрепляет эгоистические черты личности. Малыш привыкает к роли кумира в семье, которому все поклоняются.

Основной залог предупреждения упрямство и капризов у детей раннего возраста - это здоровый психологический климат в семье, разумная родительская любовь к детям

.• Упрямство ребенка - результат излишней требовательности родителей, капризы, наоборот, след-ствие чрезмерной уступчивости его близких.

• Изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» или «попусти-тельской» позиции, научиться относиться как к человеку, имеющему определенные права, собственное мнение. Уметь договариваться с ребенком, уважать, признание его как личности, а также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется упрямство, капризы.

• Помнить - основным источником радости для ребенка является совместная со взрослым дея-тельность, разнообразное общение

.• Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему сделать что-то самому, например- постирать белье кукле, свои носочки; сложить книжки на полке - сказки со сказками, а рас-краски - с раскрасками; убрать игрушки или построить гараж и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам

.• Взрослым следует преодолеть в себе привычку все делать за ребенка. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы и упрямство.

• Всеми возможными средствами следует укреплять нервную систему ребенка: строго соблюдать режим дня, рационально осуществлять физическое воспитание и закаливание, не перенасыщать его психику сильными впечатлениями, контролировать просмотр телепередач

.• Скорректировать капризы – поговорить с ребенком по душам, представить и возможно нарисо-вать «капризку»(как вариант избавиться от него – разорвать, сжечь рисунок или представить в рассказе прогнать, «выдуть» в окно)

• В воспитании важна постепенность. Первоначально требований, которые вы будете предъявлять ребёнку, должно быть очень немного: надо запрещать только то, что является абсолютно недопустимым и если запрещать что-то, то уже быть до конца последовательным.

• Помнить, что постоянное подчёркивание родителями недостатков ребёнка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко также выражается в капризах и упрямстве.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: