Педагогическая возрастная периодизация
Возрастной период | Возраст ребёнка | Ведущий вид деятельности | Важные новообразования |
Младенческий | 0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение Посредством этого общения формируются действия, сопровождаемые и в какой- то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и прочими ощущениями. | Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. |
Раннее детство | 1-2 года | Предметно-орудийная деятельность. Ребенок овладевает способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. | Развитие речи и нагляднодейственного мышления. |
Дошкольный | 3-6 лет | Ифовая деятельность (ролевая игра). В игре ребёнок овладевает разными видами действий, отношений, усваивает принятые в обществе нормы и правила. | Стремление к общественнозначимой и общественно- оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению. |
Младший школьный | 7-10 лет | Учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. | Произвольность психических явлений,внутренний план действия, рефлексия. |
Средний школьный (подростковый) | 11-14 лет | Общение (коммуникативная деятельность). Общение происходит в системе общественно полезной деятельности (учебной, организационной, трудовой и т.д.). | Формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни. |
Старший школьный (ранняя юность) | 15-18 лет | Учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность приобретает избирательность, обусловленную предпочтениями ребёнка в сфере профессиональноличностного самоопределения. | Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. |