История конфликтологии. Издательство государственного образовательного учреждения

Редактор Г. Б. Мальцева

Подписано в печать 30.11.2009. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 12,5.

Тираж 500 экз. Заказ N 377.

Издательство государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Тюменский государственный нефтегазовый университет".

625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.

Отдел оперативной полиграфии издательства.


625039, г. Тюмень, ул. Киевская, 52.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989. - С.13.

Существует ряд переводов "И Цзин" на русский язык, напр.: Иллюстрированный гадательный "И Цзин" / Пер. с древнекит., сост., прим. Гуань Сюцая. - М., 2001. - 512 с.

См.: Конфуций. Лунь Юй / Классическое конфуцианство. В 2 т. Т.1. - СПб., 2000. - С.113, 167, 181, 184 (фрагм. 4-16, 13-27, 15-22, 15-34).

Там же, С. 275-276.

Там же, С.184 (фрагм. 15-39).

Там же, С.156 (фрагм. 12-11).

Там же, С.155 (фрагм. 12-9).

Там же, С.157 (фрагм. 12-19).

Дао Дэ цзин / Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2х т. Т.1. - М., 1972. - С. 118.

Там же, С.137.

Там же, С. 132.

Цит. по: Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли, С. 101.

Там же, С.103.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли, С. 109, 116, 118.

Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2х т. Т.2. - М., 1973. - С.280.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2003. - С. 131-132.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994. - С. 19-20.

Антология мировой философии в 4х т. Т.1. Ч.1. - М., 1969. - С.118.

См., напр.: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003. - С. 50.

См., напр.: Уотс А. Путь дзэн. - Киев, 1993. - С.243-254.

Эррикер К. Буддизм. - М., 1998. - С. 194-196.

Дхаммапада (стих 5) / Поэзия и проза Древнего Востока [Библиотека Всемирной литературы. Т.1]. - М., 1973. - С. 433.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. - С.120.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М., 1989. - С.92-93.

Античная поэзия. - Ростов-на-Дону, 1997. - С.91.

Рассел Б. История западной философии. - М., 2004. - С. 55, 63.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.217.

Там же, С.222.

Там же, С.201-202.

Там же, С. 192, 199.

Рассел Б. История западной философии. - М., 2004. - С. 75.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.287-289.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.307-313.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С. 194.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М., 1989. - С.520.

Здесь и далее ссылки на цитаты из произведений античных авторов и из Библии даются по универсальной системе цитирования: римская цифра (если есть) обозначает книгу, арабская - раздел или параграф, латинские буквы - строки.

Антология мировой философии в 4х т. Т.1. Ч.1. - М., 1969. - С.318.

Платон. Феэтет. 152а; Аристотель. Метафизика. Х. 1053а 35.

Секст Эмпирик. Соч.: В 2х т. Т.1. - М., 1975. - С.73-77.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С.232.

Секст Эмпирик. Соч.: В 2х т. Т.1. - М., 1975. - С.253.

Рассел Б. История западной философии, С. 128.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона. - М., 1992. - С.124 и далее.

Платон. Законы. IX 856 c; IX 876 е - 877 а; XII 958 b - c;; VIII 847 a-b; XI 917 c - d; IX 854 e.

Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба / Платон и его эпоха. - М., 1979. - С.49-50.

Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.1. - М., 1990. - С. 43.

Конечно, Аристотель не употреблял латинские термины "forma" и "materia". Он употреблял греческие термины "морфэ" для формы (ср. термин "морфология", букв. "учение о формах") и "хюлэ" для материи ("хюлэ" - необработанный материал, бесформенное и бескачественное вещество). Но при изложении учения Аристотеля в течение уже восьми веков принято использовать именно эти латинские термины.

Лурье С.Я. Геродот. - М., 1947. - С.41.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М., 1977. - С.114.

Мирзоев С.Б. Полибий. - М., 1986. - С.60.

Полибий. Всеобщая история. VI, 57.

Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VI.37; VI.34.

Там же, VI.39.

Там же, VI.32; VI.35.

Там же, II, 67.

Степанова А.С. Философия Древней Стои. - СПб., 1995. - С.200-201.

Там же, С.183-184.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М., 2003. - С.159.

Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. - М., 2005. - С. 555.

Поставление царей на трон и священников на служение совершалось у древних иудеев через торжественное помазание елеем. Первоначально "помазанниками" (машиах) называли священников, а после установления монархии это слово начали употреблять и по отношению к царям.

Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М., 1999. - С.15-16.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М., 2007. - С. 101-102.

* Здесь и далее все даты относятся к нашей эре (н.э.), обозначение "н.э." опускается.

Чанышев А.Н. История философии древнего мира. - М., 2005. - С.536.

Цит. по: Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 2001. - С.41-42.

Кроме Армянской апостольской церкви, к древним восточным церквям относятся сиро-яковитская церковь, приверженцы которой проживают в основном в Ираке, Сирии и Турции, а также коптская (Египет), маланкарская (Индия), эритрейская (Эритрея) и эфиопская (Эфиопия) церкви. К несторианству близка ассирийская (сиро-персидская) церковь, насчитывающая несколько сотен тысяч верующих, проживающих преимущественно в Ираке, Иране, Сирии и США.

Лосев А.Ф. Античная эстетика. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн.1. - Харьков; М., 2000. - С.306.

Рассел Б. История западной философии, С. 444.

Августин в своей работе "О Граде Божием" приводит следующую легенду об Александре Великом. Когда к Александру привели прославленного своими злодеяниями пирата, Александр спросил его: "Какое право ты имеешь грабить?". Пират же "прекрасно и верно", по определению Августина, ответил: "Такое же, как и ты; но так как я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником, а поелику ты располагаешь огромным флотом, тебя величают великим..." (О Граде Божием, IV, 4).

Соколов В.В. Средневековая философия, С.51-52.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, С. 109.

"Семь свободных искусств" были впервые названы и охарактеризованы Марцианом Капеллой (V в.), а подробно систематизированы Боэцием и его учеником Кассиодором (ок. 487 - 578).

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. - С.479.

Соколов В.В. Средневековая философия, С.108-109.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.2. - СПб., 1996. - С. 91.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. - С.482.

Гусев И.Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ. - Минск, 2007. - С. 91-92.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. - СПб., 1994. - С.135.

Соколов В.В. Средневековая философия, С.264-265.

Там же, С.267.

Рассел Б. История западной философии, С.553.

Соколов В.В. Средневековая философия, С. 306.

Там же, С.313.

Там же, С. 315.

Там же, С. 321-322; Рассел Б. История западной философии, С. 578.

Данте Алигьери. Малые произведения. - М., 1968. - С. 246.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982. - С.120-137.

Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. Сочинения. - СПб., 1998. - С.95.

Там же, С.71.

Карри П. Макиавелли для начинающих. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 137.

Бурлацкий Ф. Загадка и урок Никколо Макиавелли. - М., 1977. - С. 231-232, 237-239.

Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. - М., 1969. - С.633.

Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. - М., 1991. - С.109.

Этот взгляд разделяли далеко не все сторонники кальвинизма, не говоря уже о протестантизме в целом. Так, в кальвинистской Голландии в начале XVII в. против тезиса об абсолютном предопределении выступил профессор Лейденского университета Якоб Арминий. Его позицию поддержал Гуго Гроций (см. тему 16). Однако ортодоксальные кальвинисты победили, учение Арминия было осуждено как ересь, его сторонники были казнены или эмигрировали, как Гроций.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980. - С.163.

Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв. - М., 1984. - С. 51-52.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения, С. 59.

Там же, С.269.

Земляной С.Н. Человеческий проект Бертольда Брехта / Б. Брехт. Ме-ти. Книга перемен. - М., 2004. - С. 35.

Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв., С. 205.

Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон. Соч. в 2х т. Т.2. - М., 1979. - С. 381.

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. Соч. в 2х т. Т.2. - М., 1991. - С.95.

В библейской книге Иова Левиафан - название огромного морского чудовища, возможно, кита или легендарного морского змея, какого-то гигантского существа, несопоставимого по размерам с человеком. Интересно, что в первых изданиях работа "Левиафан" сопровождалась иллюстрацией, изображающей коронованного гиганта, составленного из множества маленьких человеческих фигурок. В издании 1651 г. лицу гиганта было придано портретное сходство с О. Кромвелем, а в издании 1668 г. (после реставрации монархии) - с Карлом II.

Субботин А.Л. Бернар Мандевиль. - М., 1986. - С. 130.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. - М., 1986. - C.183, 209.

Там же, С.197.

Кант И. Соч. В 6 т. Т.3. - М., 1964. - С. 404-405, 410-411, 418-419, 424-425.

Соколов В.В. Историческое введение в философию: история философии по эпохам и проблемам. - М., 2004. - С.859.

Кант И. Соч. в 6 т. Т.4. Ч.1. -М., 1965. - С. 260.

Там же, С. 270.

Кант И. Соч. в 6 т. Т.6. - М., 1966. - С. 260-263.

См. различные точки зрения: История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина и В.Ю. Сидориной. - М., 2007. - С.214; Гриненко Г.В. История философии. - М., 2005. - С.380-381.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. - М., 1989. - С.143.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. - М., 1989. - С.154.

Вероятно, это идея Г. Гегеля имеет своими источниками предположение И. Канта о единстве сил притяжения и отталкивания в природе, мысль немецкого биолога К.Ф. Кильмейера о фундаментальной значимости противоположных сил в органической природе и в особенности догадку немецкого философа, современника Г. Гегеля, Ф.В. Шеллинга (1775 - 1854) о том, что сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных действующих сил. Ф. Шеллинг назвал это свойство "полярностью" и неоднократно упрекал Г. Гегеля, уже после смерти последнего, за то, что он якобы "украл" у него эту идею.

Спенсер Л. Гегель для начинающих. - Ростов-на-Дону, 1998. - С.54.

Спенсер Л. Гегель для начинающих, С. 18, 54, 98.

Гегель Г. - В. - Ф. Философия права. - М., 1990. - С. 360-361.

Клаузевиц фон К. О войне. В 2 т. Т. I. - М.; СПб, 2002. - 558 С.; Т. II. - М.; СПб, 2002. - 574 С.

Клаузевиц фон К. О войне В 2 т. Т. I. - М.; СПб, 2002. - С.47.

Козер Л. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. - М., 2006. - С.39.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. - СПб., 1997. - С. 144.

Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. - М., 2003. - С.22-23.

Нарский И.С. Артур Шопенгауэр - теоретик вселенского пессимизма / А. Шопенгауэр. Избранные произведения. - М., 1992. - С. 36.

Ницше Ф. Весёлая наука / Ф. Ницше. Собр. соч. в 2х т. Т.1. - М., 1990. - С. 528.

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Ф. Ницше. Собр. соч. в 2х т. Т.2. - М., 1990. - С. 558.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Собр. соч. в 2х т. Т.2. - М., 1990. - С. 43.

Там же, С.62.

Цит. по: Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М., 1989. - С. 347-348.

См.: Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. -М., 2004. - С. 371.

Свасьян К. Фридрих Ницше: мученик познания / Ф. Ницше. Собр. соч. в 2х т. Т.1. - М., 1990. - С. 42-44.

Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше, С. 283.

Свасьян К. Фридрих Ницше: мученик познания..., С. 38-39.

Гомес Т. Фридрих Ницше. - М, 2006. - С.130-132.

Козер Л. Мастера социологической мысли, С. 117-118.

Стругацкий Б. Комментарии к пройденному // Если. - 1999. - N 1-2. - С. 257-258.

См.: Коузер Л. Основы конфликтологии. - СПб, 1999. - С.32-33, 37, 125, 133, 155.

См.: Касафонт Х.Р. Зигмунд Фрейд. - М., 2006. - С. 137-138.

Сходный же комплекс, названный "комплексом Электры", обнаруживался и у девочек - только с переменой ролей матери и отца.

Дмитриев А.Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920 - 1930-е гг.). - СПб.; М., 2004. - С.222-337.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - Киев, 1995. - С. 208-210.

Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994. - С.337.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - С. 280-285.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина и В.Ю. Сидориной. - М., 2007. - С. 425.

Вер Г. Карл Густав Юнг. - Челябинск, 1998. - С. 62-63.

Карл Густав Юнг: жизнеописание, мировоззрение, цитаты. - СПб., 2006. - С.121-122.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина и В.Ю. Сидориной. - М., 2007. - С.366-368.

Цит. по: Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. - М., 1983. - С.122.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина и В.Ю. Сидориной. - М., 2007. - С. 370.

Скирбекк Г., Гилье Н. История мировой философии, С. 729.

Сафрански Р. Мартин Хайдеггер. - М., 2005. - С. 156.

Там же, С. 392.

Там же, С.351.

Там же, С.313.

Там же, С. 347-349, 368-372.

Там же, С.554-555.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов. - М., 1989. - С. 328-330.

Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм / Э.Ю. Соловьев. Прошлое толкует нас. - М., 1991. - С. 327-331.

Сартр Ж.-П. Почему я отказался от премии / http: // noblit.ru/content/view/ 159/33.

Сартр Ж.-П. Предисловие к книге Франца Фанона "Проклятьем заклеймённые" / Мораль в политике. Хрестоматия. - М., 2004. - С. 57, 61.

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. - М., 2004. - С.408-409.

Там же, С.412.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990. - С. 134.

Там же, С. 313-314.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.41. - С.383.

Мао Цзэдун. Маленькая красная книжица. - М., 2007. - С. 74.

Там же, С.88-89.

См. подр.: Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано для обучения. - М., 2005. - С.70-75; Ритцер Дж. Современные социологические теории. - 5-е изд. - СПб., 2002. - С. 162-166.

Ритцер Дж. Современные социологические теории, С. 193-214.

Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано для обучения, С. 159.

Негри А. Империя / А. Негри, М. Хардт. - М., 2004. - 440 с.; Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи / А. Негри, М. Хардт. - М., 2006. - 559 с.

Алексеева, Т.А. Современные политические теории: курс лекций. - М., 2007. - С.398.

Галкин, А.А. Германский фашизм. - Изд. 2-е, доп. - М., 1989. - 352 с.

Там же, С.298.

Цит. по: Галкин А.А. Германский фашизм. - Изд. 2-е, доп. - М., 1989. - С.272.

Эко У. Вечный фашизм / У. Эко. Пять эссе на темы этики. - СПб, 2000; Режим доступа: http: // www.nationalism.org/library/science/ideology/eco/eco-ur.htm.

Ерасов Б.С. Цивилизация: слово - термин - теория / Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М., 2001. - С. 10.

Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2002. - 776 с. (На языке оригинала "Третья волна" вышла в 1980 г.).

Леонтьев К. Византизм и славянство / К. Леонтьев. Избранное. - М., 1993. - С. 75-84.

Леонтьев К. Средний европеец как идеал и орудие всеобщего разрушения / К. Леонтьев. Избранное, С. 156.

Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. - С.56.

Там же, С.171.

Там же, С.70.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991. - С.79, 724-725.

Там же, С.113.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М., 2004. - 588 с. (на языке оригинала она опубликована в 1992 г.).

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. - 1993. - N 3. - С.134-155; статья также доступна по адресу: http: // www.gumer.info/bibliotek_Buks/ History/Article/_Fuk_EndIst.php.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003. - 603 с. (на языке оригинала она опубликована в 1996 г.).

Там же, С. 523.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М., 2002. - С.66-67.

Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1998. - С.178, 252.

Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тёрнер. - Казань, 1997. - С.233.

Для более подробного знакомства с творчеством мыслителей-постмодернистов может оказаться полезной упоминавшаяся монография Дж. Ритцера (Ритцер Дж. Современные социологические теории, С. 521-561), а также ряд работ отечественных авторов, в частности: Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. - М., 1996. - 256 с.; Грицанов А.А. Жан Бодрийяр / А.А. Грицанов, Н.Л. Кацук. - М., 2008. - 256 с.; Грицанов А.А. Жак Деррида / А.А. Грицанов, Е.Н. Гурко. - М., 2008. - 256 с.; Грицанов А.А. Жиль Делёз. - М., 2008. - 256 с.; Грицанов А.А. Мишель Фуко / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко. - М., 2008. - 256 с.

Феллуга Д. "Матрица": парадигма постмодернизма или интеллектуальное позёрство? Часть 1 / Прими красную таблетку. Наука, философия и религия в "Матрице" / Под ред. Г. Йеффета. - М., 2003. - С. 87-88; Гордон Э. "Матрица": парадигма постмодернизма или интеллектуальное позёрство? Часть 2 / Прими красную таблетку. Наука, философия и религия в "Матрице" / Под ред. Г. Йеффета. - М., 2003. - С. 103-104.

Ритцер Дж. Современные социологические теории, С.486.

Гидденс Э. Социология. - Изд. 2-е. - М., 2005. - С.61-63.

Маркос, субкоманданте. Другая революция. Сапатисты против нового мирового порядка. - М., 2002. - С. 191-192.

Гафуров С. Феноменология "антиглобализма" / Альтерглобализм: теория и практика альтерглобалистского движения / Под ред. А.В. Бузгалина. - М., 2004. - С.93-94.

Бузгалин А. Альтерглобализм: в поисках позитивной альтернативы новой империи / Глобализация сопротивления: борьба в мире / Под ред. С. Амина и Ф. Утара. - М., 2004. - С. 36.

The Global Resistance Reader / Ed. by L. Amoore. - L. & N.Y., 2005. - 450 р.

О перспективах альтерглобализма см., напр.: Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации / Альтерглобализм: теория и практика альтерглобалистского движения / Под ред. А.В. Бузгалина. - М., 2004. - С. 178.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: