Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация – бюджетный профицит. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Первичный профицит определяется как общий профицит, увеличенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Чаще всего страны сталкиваются с дефицитом.

Дефицит нуждается в финансировании. Например, если наши расходы превысили доходы, то как мы покроем наш дефицит? Первое, что приходит в голову, - осуществить займы. На уровне государства же кредит можно получить как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Если же получился профицит, то он тоже финансируется, что прежде всего выражается в выплате кредитов.

В макроэкономической теории рассматирвается 3 вида дефицита гос бюджета:

1. Фактические – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета

2. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня ВВП, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

3. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Но как же финансируется бюджетный дефицит? Семья может взять в долг, но печать деньги на принтере опасно. Но для государства – это вполне приемлемо.

Существует 2 способа финансирования бюджетного дефицита:

1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования;

2. Займы (внутренние или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджета страны.

В определенном смысле можно сказать, что бюджетный дефицит покрывается только за счет займов, потому что и в первом из указанных случаев мы видим заимствования министерства финансов у Центрального банка страны. Но с эмиссией не все так просто. Для некоторых государств нажимать на печатный станок становится попросту невозможным.

Увеличение денежной массы в случае заимствований у Центрального банка происходит другим путем. Итак, мин фин. берет в долг деньги у ЦБ, продав ему свои ценные бумаги. Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете мин финна. Мин фин тратит эти деньги, следовательно, они поступают на счета коммерческих банков. Таким образом, увеличиваются их резервы банки расширяют выдачу ссуд. Следовательно, растет денежная масса. Финансирование дефицита бюджета за счет роста денежной массы называется эффектом монетизации. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного повышения цен.

Как покрыть дефицит, не прибегая к эмиссии? Существует ли неинфляционный способ финансирования дефицита? Для этого нужно занять у коммерческих банков и у населения. Государство, размещая свои облигации на кредитном рынке(продавая их населению и государству), вступает в конкуренцию с частным сектором. Теперь к спросу на кредит со стороны частных инвесторов добавится еще и спрос государства. При условии неизменного предложения денег процентные ставки возрастут.

Мои мысли: они возрастут потому, что банкам нужны клиенты, поэтому они будут повышать проценты на свои депозиты, чтобы отбить желание брать облигации. Но соответственно проценты на кредиты тоже возрастут, чтобы банк сумел получать прибыль.

А если ставки возрастут, то инвестиции уменьшаться. Сократятся и те потребительские расходы, которые относятся к покупкам товаров длительного пользования, - ведь потребительский кредит станет дороже. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государства вырастут, но на некую величину частные инвестиции сократятся.

В этом суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная политика, направленная на стимулирование деловой активности посредством увеличения гос расходов, приводит к росту процентной ставки и вытеснению частных инвестиционных расходов.

Долгосрочные последствия внутренних заимствований для покрытия дефицита госбюджета могут оказаться серьезными. Они также чреваты инфляционными последствиями. Сокращение совокупного предложения при неизменном, а тем более растущем спросе вызывает давление на общий уровень цен. Во-вторых, наращивание новых займов может привести к тому, что львиная доля расходов госбюджета будет идти на выплату процентов по гос облигациям. В-третьих, неспособность государства справиться с обслуживанием внутреннего и внешнего долга может привести к снижению стоимости национальной валюты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: