Государственное регулирование инвестиционных процессов в России

Сбалансированный инновационный механизм государства как система формируется из некоторого ряда отдельных элементов (субъекты, объекты, методы, инструменты и др.), тесно взаимосвязанных и взаимозависимых между собой. Можно выделить две группы элементов внутри инновационного механизма - плановые и рыночные (хотя это достаточно условное разделение, так как и плановое хозяйство не исключает рынка, и рынок органически включает в себя элементы планирования).

В экономике бывшего СССР инновационная сфера характеризовалась как планово-административная. С другой стороны, в теории может существовать модель инновационного процесса, полностью детерминируемая рыночными факторами. Современная же инновационная система в развитых странах представляет собой сложный механизм взаимодействия рыночных и плановых факторов, рациональности и спонтанности.

Вообще, в мировой практике, по мнению некоторых зарубежных исследователей, принято выделять три основные группы экономических акций государства, используемых применительно к инновационной сфере: воздействие на предложение инноваций (осуществление инновационных процессов и их отдельных этапов, например, исследований и разработок, проводимых предприятиями и организациями, находящимися в собственности государства); создание спроса на результаты инновационных процессов (государственные закупки новых технологических процессов, продуктов, услуг и т. п.); воздействие на условия, стимулирующие осуществление инновационных процессов (налоговая, патентная политика и другие направления государственного регулирования хозяйственных процессов).

Па начальных этапах реформирования инновационной сферы России государство «почти отстранилось от решения первой задачи, как, впрочем, и второй, поскольку она полностью отдана на откуп рынку». Таким образом, государственная инновационная политика сводилась к решению проблем третьей группы.

Особенно отметим роль государства на начальных этапах инновационного процесса, в частности, в проведении исследований и разработок. Так как «слабость» рыночного механизма проявляется более всего именно на этой стадии, то в развитых странах создан государственный механизм поддержки сферы исследований и разработок. Он реализуется, по мнению некоторых исследователей, в трех основных схемах.

1. Прямое участие государства в производстве знаний путем организации государственных лабораторий, находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу поіенциальньїх пользователей. Такими были почти все без исключения научные организации в СССР. Тотальное государственное регулирование советской экономики в общем и научной сферы в частности стало одной из главных причин отставания уровня развития производительных сил от мировых показателей, что в промышленности нашло отражение в низкой производительности труда и фондоотдаче, низкой конкурентоспособности продукции на мировом рынке, ее высокой материалоемкости и стоимости. В США и других промышленно-развитых странах жесткому государственному регулированию подвергаются в основном крупные национальные лабораторий, деятельность которых связана с решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения и т. п.

2. Предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий - в основном в университетах. Такие субсидии могут предоставляться на конкурсной основе в соответствии с научными заслугами, общественной значимостью проводимых исследований. Условием получения субсидий является полная отчетность о ходе исследований, открытая публикация всех полученных результатов, то есть отказ от особых прав на полученные знания.

3. Обеспечение благоприятных условий для производства научных знаний и технологий в частном секторе: предоставление патентов и авторских прав, налоговых, амортизационных и иных льгот и привилегий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования. Первые две схемы очень близки друг другу в смысле источника ресурсов и характера научной продукции, являющейся преимущественно общественным благом. Это та часть науки, которая увеличивает общий фонд знаний. По третьей схеме в основном осуществляются прикладные исследования и разработки в частном секторе экономики, где предприниматели нацелены на получение прибыли. Каждый сектор имеет собственную организацию и мотивацию занятых работников, соответствующую характеру и целям научной деятельности. Таким образом, обеспечивается параллельное существование двух научных сообществ, имеющих разные функциональные характеристики, но неразрывно связанных между собой. Хорошо согласуясь с указанными теоретическими положениями, практический опыт развитых стран устанавливает пределы государственного регулирования инновационной деятельности, показывает приемлемое соотношение механизмов рациональности и спонтанности, «плана» и «рынка». С одной стороны, конкуренция товаропроизводителей на локальных, национальных и глобальных рынках создает благоприятную для научно-технического прогресса среду, поскольку создание и реализация инновационной прибыли является в условиях насыщенного спроса значимым фактором долгосрочного устойчивого роста фирмы. Конкурирующие компании вынуждены брать на себя высокий экономический риск, связанный с реализацией дорогостоящих инновационных проектов. При этом действие объективных экономических законов рынка обеспечивает формирование эффективного самонастраивающегося механизма выявления существующих и перспективных потребностей, сбалансирования противоречивых интересов производителей и потребителей.

С другой стороны, высокая активность государства в финансировании науки, подготовке кадров, создании материальной и информационной структуры, а также в обеспечении налоговых, амортизационных и других экономических привилегий для развития научно-технического прогресса в частном секторе обеспечивает развитие сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и укрепление научного потенциала. Вместе с тем совершенствуется рыночный механизм создания, диффузии и использования инноваций, так называемый инновационный рыночный механизм. Но государственное регулирование не может полностью его заменить, а отсутствие такого механизма в плановой экономике как раз и привело к тому, что «государство, проспавшее два этапа научно-технической революции, погибло»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: