Механизм согласования интересов

Соотношение спроса и предложения, в результате кот устанавливаются определенные цели – не явл основным механизмом, потому что он подвергается влиянию ряда факторов:

1. Ориентация на лидеров рынка

2. Ориентация на экспертов (лидеров мнений)

3. Ор на известные бренды

4. Ор на свои соц сети

5. Склонность к иррациональному поведению. Это понятие относительное для социологов: то, что приемлемо в рамках одного общества и культуры, может быть неприемлемым в рамках другого общества или исторической эпохи.

Результаты функционирования рынка с точки зрения социологов:

Равновесие, распределение ресурсов в реальности маловероятны. Нужно учитывать присутствие на рынке таких игроков как:

- государство

- крупные корпорации (транснациональные)

Рыночная система периодически продуцирует экономические кризисы.

13.03.13

Структуры и институты рынка

План:

1. Соотношение структур и институтов рынка

2. Основные структурные элементы рынка

3. Институты рынка

4. Конкуренция как составляющая рыночной формы организации хозяйственной жизни.

Соотношение структур и институтов рынка

Рынок состоит из:

1. Структуры рынка – это его своеобразный каркас, который включает в себя определенный набор участников, которые позиционированы по отношению друг ко другу. Некоторые из них связаны между собой, некоторые являются основными или главными, некоторые исключены из общей системы связей.

Структура рынка включает в себя:

- участников

- набор отношений, которые складываются между этими участниками.

Структура рынка может быть представлена как карта его социального пространства.

2. Институты рынка – это те элементы, которые характеризуют связи между участниками рынка. Показывает, как они между собой связаны и взаимодействуют.

Радаев предлагает к структурам рынка относить следующие элементы:

1. Ресурсы (формы капитала)

2. Организации

3. Деловые связи

Институты:

1. Права собственности (у ресурсов должен быть собственник)

2. Управленческие схемы

3. Правила обмена

Все эти 3 элемента структуры и институты могут быть выстроены по принципу парных соответствий.

Структуры Институты
Ресурсы Права собственности
Организации Схемы управления
Деловые связи Правила обмена

Каждой структуре соответствует институт.

Основные структурные элементы рынка

Ресурс

(Формы капитала) (по Радаеву) Капитал – это хозяйственный ресурс, который приносит дополнительную стоимость путем взаимных конвертаций (перехода из одной формы в другую) своих разнообразных форм.

Основным ресурсом участника рынка выступает:

- экономический капитал (средства производства)

- человеческий капитал (рабочая сила)

Экономический капитал включает в себя:

- материальные активы

- денежные активы

- технологические и информационные активы

- товарные запасы

Человеческий капитал – это совокупность, накопленных работниками, профессиональных знаний, умений и навыков, которые они получают в процессе образования и повышения квалификации.

Экономический и человеческий капитал – это основные ресурсы субъекта рынка.

Дополнительные ресурсы субъекта рынка, помимо основных форм капитала:

- Физиологический капитал, то есть состояние здоровья работников и уровень их работоспособности;

- Культурный капитал – это капитал работника (навыки), приобретенный им в процессе социализации в определенной социальной среде;

- Социальный капитал – это капитал, который формируется через установление и поддержание связей с другими участниками рынка;

- Административный капитал, то есть способность, используя власть и авторитет, регулировать доступ к ресурсам и видам деятельности других участников рынка;

- Политический капитал – это способность к мобилизации коллективных действий или презентаций своих интересов с другими участниками рынка;

- Символический капитал – это способность влиять на общественное мнение и манипулировать этим мнением.

Участники рынка оформляются как определенные организационные структуры, то есть иерархически построенные, относительно замкнутые, совокупности рабочих мест и занятых на них работников, деятельность которых координируется из единого центра. Таким центром выступает руководство организации, которое для координации, использует формальные и неформальные правила и нормы. Формальные правила прописаны в законах, штатных расписаниях, в должностных инструкциях. Неформальные правила – это те формы общения, поощрения, привилегии, санкции, которые существуют в рамках данной организации, и присущи только ей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: