Техника вопросов и ответов

Вопрос - логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа; выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Исходная информация - базис или предпосылка вопроса. Классификации вопросов требуют выбора оснований. По структуре вопросы бывают простые и сложные. В простом содержится одно суждение, сложный образуется из простых с помощью союзов «и», «или», «или-или» - разделительные, «если, то» - условные и др. По функции: а) уточняющие (закрытые), «ли-вопросы»: Правда ли…Верно ли… Надо ли…- выяснение ложности или истинности выраженного в них суждения. (вид вопроса зависит от характера сочинительного или подчинительного союза). Устроит ли вас, если..? Желаете ли вы, чтобы..? б) восполняющие – выяснение новых знаний о событиях, предметах, явлениях (логические вопросы: лицо, признаки, действия, место, время, причины, цели, условия, результат, последствия. отношение, оценка)-открытые; По отношению к теме: по существу,не по существу, уводящие от темы. По отношению к говорящему - благожелательные, неблагожелательные, провокационные. По смыслу - правильные / корректные, неправильно сформулированные / некорректные – основанием которых являются не истинные суждения, а ложные или сомнительные: «За что потерпевшего укусила собака?» (двусмысленный вопрос – совмещение предметности и причинности). По воздействию на собеседника: манипулятивные, т.е. наводящие, внушающие: «Не в кепке ли был человек, нанесший первый удар?» (положительный ответ соответствует ожиданию спрашивающего) в деловой сфере: «Ваш опыт руководителя не доказывает ли, что…»; прямого внушения: «Находился ли … на месте происшествия» (Вместо: Кто находился на месте происшествия); «ловушки» - ложного содержания: «Был ли подозреваемый трезв во время …», хотя не выяснен факт присутствия человека; изолирующие (в деловой сфере): Если мы рассмотрим это предложение, вы согласитесь с тем, что..? (сужают выбор собеседника).

В управлении вниманием играют роль следующие вопросы:

1)·информационные-для сбора необходимых сведений;

2) контрольные -для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;

3) ориентировочные -для оценки,придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения;

4)·подтверждающие-чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения;

5) ознакомительные-для ознакомления с целями, мнением партнера;

6)·однополюсные-повторение вопроса партнера для выигрыша времени и в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял;

7)·встречные-при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию;

8)·альтернативные-предоставляют возможность выбора;

9) направляющие-если партнер уклоняется от темы;

10) провокационные-с целью установить, чего в действительности хочет партнер и верно ли он понимает ситуацию;

11) вступительные-позволяющие заинтересовать партнера, расположить к себе указанием на возможное решение проблем партнера;

12) заключающие-для подведения итогов делового взаимодействия.

В некоторых случаях задают вопрос с предвосхищающей информацией (часть информации передается перед произнесением вопроса: существует мнение, в газете написано, ваш коллега заявил).

Некорректный вопрос это а) плохо сформулированный вопрос;

б) вопрос, вторгающийся в коммерческие тайны; б) вопрос, задевающий интимную сферу жизни или оскорбляющий достоинство личности. Можно использовать уловки для ухода от ответа на некорректный вопрос: ответ вопросом на вопрос, переадресовка к более компетентному лицу, ·игнорирование,·перевод разговора на другую тему, ·«срочное дело», демонстрация полного непонимания ситуации; юмор, ирония.

Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Ответы определяются целью отвечающего. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд). Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части. Трудный по содержанию вопрос попросите повторить, так как в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл; затем повторите вопрос так, как вы его поняли и попросите несколько минут на размышление; приведите аналогичный пример из собственного опыта. Отвечая на вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера. Сложный непредвиденный вопрос лучше записать, чтобы ответить на него через некоторое время. А если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.

Виды ответов: 1) по отношению к теме: по существу (говорящий владеет информацией), не по существу (не понял вопроса, не владеет информацией, тянет время, уводит от проблемы); 2) по отношению к действительности– истинные, ложные; 3) по грамматической структуре – краткие и развернутые; 4) по объему информации – полные и неполные.

Если аудитория (собеседник) нарушает условия диалога, т.е. отвечает вопросом на вопрос (коммуникативный саботаж), задает встречный вопрос (полемическое заострение), бросает реплики - конфликтогены: Нет. Вы меня не поняли. Этого не может быть. Это элементарно, – важно не поддаваться на провокацию, игнорировать реплики или предложить продолжить обсуждение позже. В публичной речи принято благодарить за вопрос или положительно его оценить.

В деловом общении сформировались определенные ритуалы, стандартные сценарии поведения в типовых ситуациях, например, приветствие, представление, комплимент, разговор по телефону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: