Правила самопрезентации в деловой коммуникации

Каждый участник деловой коммуникации позиционирует себя в соответствии со своим статусом и притязаниями. Самопрезентацию целесообразно рассматривать как процесс исполнения социальных ролей, опыт исполнения которых приобретается в ходе социальной жизни. Существуют обыденные представления (образы) исполнения социальных ролей. Человек не создает, а бессознательно выбирает в социальном контексте образы самопрезентации. Человек лучше играет, чем понимает, как он это делает: отдельные детали создания образа (движения рук, выражения лица и т.д.) выбираются и реализуются неосознанно. Процесс самопрезентации может быть рассмотрен на трех основополагающих уровнях: а) мотивационном уровне, б) уровне целей и в) уровне используемых средств. В соответствии с тремя уровнями выделяют три основные единицы анализа процесса самопрезентации: стратегия, тактика и техника самопрезентации. Стратегия соответствует мотивационному уровню. Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации - те конкретные поведенческие приемы, которые используются субъектом для формирования определенного впечатления у аудитории например, демонстрация благосклонности и т.д.) Тактики характеризуют самопрезентацию как действие.

Все техники самопрезентации можно условно разделить на вербальные и невербальные. К невербальным техникам относятся внешний вид, одежда, манера держаться, обстановка и др. Вербальные техники самопрезентации бывают а) непрямыми, как, например, использование информации о других людях и «озвучивание» своих установок - аттитюдов (от фр. attitude) - субъективного отношения к некоторому социальному объекту, обусловливающее определенные способы его поведения, и б) прямыми – это самоописания через личностные и социо-ролевые характеристики, через действия и увлечения, а также через истории о своей жизни (нарративы).

Чтобы «презентация своей непревзойдённости» увенчалась успехом, и сохраняла эту тенденцию, необходимо составить целый проектный план:
I.«Самоподстройка». Необходимо изучить «потенциальную аудиторию», то есть её предпочтения, образ мышления, манеру поведения и общения, стиль внешнего вида – это основные мерила для исследования. Существуют и другие критерии – для более глубокого внедрения в сферу коммуникативного пространства определённой группы людей. После тщательного исследования нужно начинать работу над собой, то есть «самоподстройку» под конкретную «потенциальную аудиторию» для самопрезентации. Допустим, вы узнали, что ваши будущие партнёры увлекаются фитнесом - вовлекайтесть. Такая техника самоподстройки имеет характер «психологического поглаживания», вы как бы становитесь частью той группы, на которую хотите произвести впечатление

2.«Самопрезентация доминантности». Техника заключается в том, что вы презентуете себя как эталон, доминирующую личность в той группе, на которую оказываете соответственное влияние. Выступать в роли неформального лидера возможно лишь в группе «ведомых» людей.

Выбирать тактики нужно, не отходя от чёткого алгоритма:

1. Анализ «потенциальной аудитории», на которую направлен процесс «самопрезентации».

2. Выстраивание стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком её реализации.

3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: