1. Задания по технике речи.
1.1.Читайте вслух, постепенно понижая голос.
Чтоб овладеть грудным регистром
Я становлюсь «аквалангистом».
Все ниже опускаюсь! Ниже…
А дно морское ближе! Ближе!..
И вот уж в царстве я подводном.
Хоть «погрузился глубоко.
Но голосом грудным, Свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать «аквалангистом».
1.2.Читайте текст с постепенным убыстрением темпа речи.
Темп речи убыстрять учусь.
Сейчас три круга я промчусь.
Вот в первый круг пустился я,
Хоть речь и быстрая моя,
Но до предела далеко,
Я говорю слова легко
И на пути ни оговорки,
В том помогли скороговорки.
Вот в круг вступил теперь второй,
Ускорился темп речи мой,
Все собранней, короче слово,
Точна предельно мысль моя,
А интонация готова
Все выразить, что вижу я.
Вот третий круг. Еще быстрее,
Чтоб финиша достичь скорее!
Слова строчат из пулемета:
«Тра-та-та-та!» Язык наметан,
Весь речевой мой аппарат,
Готовый к бою, только рад,
Когда пред ним трудней задача.
|
|
Тренировался – есть удача!
Кто ж тренингом пренебрегал,
Тот в мастерстве своем отстал!
1.3. Читайте вслух. Добирайте дыхание в конце строки.
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханья и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не гаси придыхательным тусклым оттенком –
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала держи в упражненьи.
2. Классическая риторика включает в себя пять разделов: а) инвенцио, б) диспозицио, в) элокуцио, г) меморио, д) акцио. Установите соответствие между этими понятиями и их значениями: - раздел риторики, рассматривающий правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления;- раздел риторики, содержащий рекомендации к построению речи, ее композиции; - раздел риторики, в котором рассматривается языковое оформление подготовленного содержания речи; - раздел риторики, рассматривающий приемы запоминания того, что подготовлено на первых этапах работы над содержанием речи; - раздел риторики, рассматривающий приемы исполнения подготовленной оратором речи;3. Задания по технике аргументации.
|
|
3.1. Постройте логическое рассуждение с дефиницией. Рассмотрите для этого следующую ситуацию. Ваш оппонент убежден, что посредничество – это всегда жульничество. Опровергните его убеждение.
Примерный ход рассуждений: Задайте вопрос самому себе: Что такое посредничество? Затем дайте ответ в виде ложной дефиниции: Посредничество – это такой способ обогащения, когда не создав ничего ценного, вы получаете незаслуженную прибыль. Затем подвергните это определение сомнению. Не создав ничего ценного? А разве время и усилия, которые сэкономлены клиентом, не представляют собой ценности? Затем дайте свое определение посредничества, например: «Это вид услуг, при котором клиент платит за то, что посредник берет на себя часть его забот» (Риторика для делового человека / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. М., 2001).
3.2.Объясните Вашему собеседнику основные положения статьи В. М. Шепеля «Имиджелогия» (М., 1997), используя в качестве аргумента пример.
«Фасцинация (от англ. faseination - «очарование, обаяние») - словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер выступления оказывает разный эффект восприятия у слушателей. Не исключено, что в первом случае слушатели захотят подремать. Во втором случае выступающий может обострить у них интерес к своей речи. Как известно, артисты, преподаватели, предприниматели особенно заинтересованы в расположении к себе людей, а потому стремятся профессионально владеть эффектом фасцинации, то есть посредством искусной речи обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.
Аттракция (от англ. attraction - «привлечение, притяжение») - визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому - либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние людей больше характеризуется своей спонтанностью, т. е. необъяснимым влечением или обостренной потребностью в общении. Причины, стимулирующие аттракцию, самые разнообразные. Например, эмпатия, обаяние образа, родственная близость... Очевидно, нет нужды доказывать, что фасцинация и аттракция играют важную роль в имиджировании».4.Изучите образец риторического рассуждения на основе силлогизма, составьте по рассуждение по аналогии (Риторика. Учебное пособие для студентов юридических вузов/ О.В. Петров, М., 2001).
Пример простой хрии (риторического рассуждения):
1. Предложение: «Мщение есть страсть низкая и вредная».
2. Причина: «Ибо делать зло ближнему значит унижать достоинство человека ко вреду собственному».
3. Противное: «Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой».
4. Подобие: «Так пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни».
5. Пример: «Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов».
6. Свидетельство: «Как писал драматург Озеров: «Дух кроткий обиды простит, великий забывает».
7. Заключение: «Итак, удаляйте из сердца страсть мщения».
Пример силлогизма:
1. Предложение «Познание прошлого (S) - самое нужное людям знание (Р).
2. Большая посылка (общее суждение): «Уроки, почерпнутые из истории (средний термин - субъект большей посылки) - самое нужное людям знание».
3. Меньшая посылка: «Познание прошлого (субъект меньшей посылки - субъект заключения) - это уроки, почерпнутые из истории (предикат - средний термин)».
|
|
4. Заключение: «Познание прошлого - самое нужное людям знание».
Пример риторического рассуждения (искусственной хрии).
1. Приступ. «Все наши обдуманные и успешные действия имеют источник: знание и твердость духа. И то и другое никто из людей не может создать собственными силами. Корни знания и твердости лежат в прошлом».
2. Причина (меньшая посылка). «Познание прошлого – это уроки, почерпнутые из истории».
3. Связь. «Изучая историю мы не только укрепляем и развиваем наши знания об общих принципах жизни людей, их достижениях и ошибках, но и учимся стойко переносить неудачи. Познание прошлого – это путь в достойное будущее».
4. Следствие (последующее). «Познание прошлого – самое нужное людям знание».
5. Заключение (пожелание, совет, обещание). «Если вы хотите лучше понимать настоящее и предвидеть будущее, если стремитесь научиться стойко переносить невзгоды и житейские трудности, то обратитесь к изучению истории. Чем больше времени вы отдадите этому занятию, тем больше почерпнете полезных сведений».
5. Прочтите фрагмент «Строение аргумента» из книги С.Волкова «Риторика», составьте тезисный план текста и воспроизведите его основные положения.
«Риторический аргумент состоит из: (1) положения и (2) обоснования. Рассмотрим пример:
(1) "Но можно ли действительно находить истину? – Должно думать, что можно, если ум без нее не может жить, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать себя лишенным жизни".
(2) Обоснование - совокупность доводов, формулировок мыслей, посредством которых ритор стремится сделать положение приемлемым для аудитории:... если ум не может жить без истины, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать себя лишенным жизни.
Положение аргумента - формулировка мысли, которая выдвигается ритором, но представляется сомнительной аудитории: Но можно ли действительно находить истину? - Должно думать, что можно.
С точки зрения строения и содержания риторический аргумент включает три составляющих: схему, топ, редукцию.
|
|
Схема представляет собой логическую форму данного конкретного аргумента. Построение схемы подчиняется правилам логики, и схема является своего рода логическим костяком аргумента, который позволяет не только судить о строении сложной мысли, но и определить ее корректность.
Общее место или топ - положение, которое признается истинным или правильным и на основе которого конкретное обоснование представляется убедительным. Топ содержится или подразумевается в посылках аргумента. Первый топ приведенного аргумента: ум живет истиной. Это положение не доказывается и не следует откуда бы то ни было, но представляется очевидным аудитории, к которой обращается святитель Филарет.
Аргументация может быть догматической и диалектической. Догматическая аргументация исходит из положений, которые принимаются в качестве постулатов и считаются самоочевидными и универсальными; таковы исходные принципы научной теории. Диалектическая аргументация исходит из посылок, которые убедительны для аудитории и привлекаются из разнообразных источников. Диалектическая аргументация принципиально рассчитана на частную аудиторию.
Риторическая аргументация является в основном диалектической. Это означает, во-первых, что положение риторического аргумента представляет собой мысль (тезис), которой может быть противопоставлена другая мысль (контртезис). Контртезис, однако, не всегда логически исключает тезис.
Тезис: А совершил героический поступок; контртезис: А нарушил воинскую дисциплину. Обосновывающие контртезис посылки также не всегда являются отрицанием посылок, подтверждающих тезис, и могут быть вполне совместимыми с ними. Если аудитория склонна считать всякого собственника бесчестным человеком, для нее будет убедительным, например, такой довод: А совершил поджог застрахованного имущества, потому что хотел получить страховую премию. Здесь будут подразумеваться посылки: всякий собственник готов на преступление ради наживы; А является собственником; пожар уничтожил имущество А, застрахованное на крупную сумму; следовательно, и т.д.
Но противоположное положение может быть обосновано не противоположной по смыслу (не всякий собственник готов на преступление ради наживы), но иной, не менее убедительной посылкой, например: А не совершил поджог, потому что в это время находился в другом месте».
Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.