Упражнения. 1. Задания по технике речи

1. Задания по технике речи.

1.1.Читайте вслух, постепенно понижая голос.

Чтоб овладеть грудным регистром

Я становлюсь «аквалангистом».

Все ниже опускаюсь! Ниже…

А дно морское ближе! Ближе!..

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть «погрузился глубоко.

Но голосом грудным, Свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать «аквалангистом».

1.2.Читайте текст с постепенным убыстрением темпа речи.

Темп речи убыстрять учусь.

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в первый круг пустился я,

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко,

Я говорю слова легко

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь второй,

Ускорился темп речи мой,

Все собранней, короче слово,

Точна предельно мысль моя,

А интонация готова

Все выразить, что вижу я.

Вот третий круг. Еще быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова строчат из пулемета:

«Тра-та-та-та!» Язык наметан,

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался – есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своем отстал!

1.3. Читайте вслух. Добирайте дыхание в конце строки.

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханья и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не гаси придыхательным тусклым оттенком –

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –

Вот что внимательным слухом сначала держи в упражненьи.

2. Классическая риторика включает в себя пять разделов: а) инвенцио, б) диспозицио, в) элокуцио, г) меморио, д) акцио. Установите соответствие между этими понятиями и их значениями: - раздел риторики, рассматривающий правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления;- раздел риторики, содержащий рекомендации к построению речи, ее композиции; - раздел риторики, в котором рассматривается языковое оформление подготовленного содержания речи; - раздел риторики, рассматривающий приемы запоминания того, что подготовлено на первых этапах работы над содержанием речи; - раздел риторики, рассматривающий приемы исполнения подготовленной оратором речи;

3. Задания по технике аргументации.

3.1. Постройте логическое рассуждение с дефиницией. Рассмотрите для этого следующую ситуацию. Ваш оппонент убежден, что посредничество – это всегда жульничество. Опровергните его убеждение.

Примерный ход рассуждений: Задайте вопрос самому себе: Что такое посредничество? Затем дайте ответ в виде ложной дефиниции: Посредничество – это такой способ обогащения, когда не создав ничего ценного, вы получаете незаслуженную прибыль. Затем подвергните это определение сомнению. Не создав ничего ценного? А разве время и усилия, которые сэкономлены клиентом, не представляют собой ценности? Затем дайте свое определение посредничества, например: «Это вид услуг, при котором клиент платит за то, что посредник берет на себя часть его забот» (Риторика для делового человека / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. М., 2001).

3.2.Объясните Вашему собеседнику основные положения статьи В. М. Шепеля «Имиджелогия» (М., 1997), используя в качестве аргумента пример.

«Фасцинация (от англ. faseination - «очарование, обаяние») - словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер выступления оказывает разный эффект восприятия у слушателей. Не исключено, что в первом случае слушатели захотят подремать. Во втором случае выступающий может обострить у них интерес к своей речи. Как известно, артисты, преподаватели, предприниматели особенно заинтересованы в расположении к себе людей, а потому стремятся профессионально владеть эффектом фасцинации, то есть посредством искусной речи обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция (от англ. attraction - «привлечение, притяжение») - визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому - либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние людей больше характеризуется своей спонтанностью, т. е. необъяснимым влечением или обостренной потребностью в общении. Причины, стимулирующие аттракцию, самые разнообразные. Например, эмпатия, обаяние образа, родственная близость... Очевидно, нет нужды доказывать, что фасцинация и аттракция играют важную роль в имиджировании».

4.Изучите образец риторического рассуждения на основе силлогизма, составьте по рассуждение по аналогии (Риторика. Учебное пособие для студентов юридических вузов/ О.В. Петров, М., 2001).

Пример простой хрии (риторического рассуждения):

1. Предложение: «Мщение есть страсть низкая и вредная».

2. Причина: «Ибо делать зло ближнему значит унижать достоинство человека ко вреду собственному».

3. Противное: «Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой».

4. Подобие: «Так пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни».

5. Пример: «Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов».

6. Свидетельство: «Как писал драматург Озеров: «Дух кроткий обиды простит, великий забывает».

7. Заключение: «Итак, удаляйте из сердца страсть мщения».

Пример силлогизма:

1. Предложение «Познание прошлого (S) - самое нужное людям знание (Р).

2. Большая посылка (общее суждение): «Уроки, почерпнутые из истории (средний термин - субъект большей посылки) - самое нужное людям знание».

3. Меньшая посылка: «Познание прошлого (субъект меньшей посылки - субъект заключения) - это уроки, почерпнутые из истории (предикат - средний термин)».

4. Заключение: «Познание прошлого - самое нужное людям знание».

Пример риторического рассуждения (искусственной хрии).

1. Приступ. «Все наши обдуманные и успешные действия имеют источник: знание и твердость духа. И то и другое никто из людей не может создать собственными силами. Корни знания и твердости лежат в прошлом».

2. Причина (меньшая посылка). «Познание прошлого – это уроки, почерпнутые из истории».

3. Связь. «Изучая историю мы не только укрепляем и развиваем наши знания об общих принципах жизни людей, их достижениях и ошибках, но и учимся стойко переносить неудачи. Познание прошлого – это путь в достойное будущее».

4. Следствие (последующее). «Познание прошлого – самое нужное людям знание».

5. Заключение (пожелание, совет, обещание). «Если вы хотите лучше понимать настоящее и предвидеть будущее, если стремитесь научиться стойко переносить невзгоды и житейские трудности, то обратитесь к изучению истории. Чем больше времени вы отдадите этому занятию, тем больше почерпнете полезных сведений».

5. Прочтите фрагмент «Строение аргумента» из книги С.Волкова «Риторика», составьте тезисный план текста и воспроизведите его основные положения.

«Риторический аргумент состоит из: (1) положения и (2) обоснования. Рассмотрим пример:

(1) "Но можно ли действительно находить истину? – Должно думать, что можно, если ум без нее не может жить, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать себя лишенным жизни".

(2) Обоснование - совокупность доводов, формулировок мыслей, посредством которых ритор стремится сделать положение приемлемым для аудитории:... если ум не может жить без истины, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать себя лишенным жизни.

Положение аргумента - формулировка мысли, которая выдвигается ритором, но представляется сомнительной аудитории: Но можно ли действительно находить истину? - Должно думать, что можно.

С точки зрения строения и содержания риторический аргумент включает три составляющих: схему, топ, редукцию.

Схема представляет собой логическую форму данного конкретного аргумента. Построение схемы подчиняется правилам логики, и схема является своего рода логическим костяком аргумента, который позволяет не только судить о строении сложной мысли, но и определить ее корректность.

Общее место или топ - положение, которое признается истинным или правильным и на основе которого конкретное обоснование представляется убедительным. Топ содержится или подразумевается в посылках аргумента. Первый топ приведенного аргумента: ум живет истиной. Это положение не доказывается и не следует откуда бы то ни было, но представляется очевидным аудитории, к которой обращается святитель Филарет.

Аргументация может быть догматической и диалектической. Догматическая аргументация исходит из положений, которые принимаются в качестве постулатов и считаются самоочевидными и универсальными; таковы исходные принципы научной теории. Диалектическая аргументация исходит из посылок, которые убедительны для аудитории и привлекаются из разнообразных источников. Диалектическая аргументация принципиально рассчитана на частную аудиторию.

Риторическая аргументация является в основном диалектической. Это означает, во-первых, что положение риторического аргумента представляет собой мысль (тезис), которой может быть противопоставлена другая мысль (контртезис). Контртезис, однако, не всегда логически исключает тезис.

Тезис: А совершил героический поступок; контртезис: А нарушил воинскую дисциплину. Обосновывающие контртезис посылки также не всегда являются отрицанием посылок, подтверждающих тезис, и могут быть вполне совместимыми с ними. Если аудитория склонна считать всякого собственника бесчестным человеком, для нее будет убедительным, например, такой довод: А совершил поджог застрахованного имущества, потому что хотел получить страховую премию. Здесь будут подразумеваться посылки: всякий собственник готов на преступление ради наживы; А является собственником; пожар уничтожил имущество А, застрахованное на крупную сумму; следовательно, и т.д.

Но противоположное положение может быть обосновано не противоположной по смыслу (не всякий собственник готов на преступление ради наживы), но иной, не менее убедительной посылкой, например: А не совершил поджог, потому что в это время находился в другом месте».

Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: