Схема. Основные части публичной речи и их целевые установки

Этап словесного выражения речи связан с теорией фигур. Под фигурой понимается оборот речи, имеющий целью усилить выразительность высказанной мысли. Существует несколько классификаций риторических фигур в зависимости от выбора основания, но все собраны в две группы - фигуры мысли и фигуры речевой последовательности.

1. Фигуры мысли.

1.1. Фигуры убеждения:

а) риторический вопрос - утверждение или отрицание в форме вопроса или восклицания: «Разве можно так поступать?»;

б) вопрос или несколько вопросов, задаваемых один за другим: «С каким намерением он взялся за оружие? Чего он хотел?»;

в) вопрос и последующий ответ: «Что она сделала и что получила? Она отказалась от друзей и осталась одна»;

г) вопрос и формулирование опровержение или возражение мнению оппонента: «У тебя не было дома? Нет, у тебя был дом»;

д) предварение или предупреждение (ожидая возражения, оратор сам формулирует эти возражения и сам на них отвечает): «Защитнику необходимо приобрести доверие к себе. Но доверие приобретается основательностью речи. Иногда бывают речи основательные, которым нет веры. Это бывает, когда сердце в разладе с умом, и приходится говорить не то, что хочет сердце. Но я защищаю по назначению суда, и, следовательно, не имею личного интереса, кроме душевного расположения»;

е) сообщение (говорящий как бы советуется со слушателями): «Не кажется ли вам, что мой подопечный мог просто уехать, скрыться, но он не сделал этого»;

ж) фигура сомнения (цель - удержать внимание, вызвать сочувствие и доверие к своим словам: притворное недоумение, будто не знает, с чего начать и чем закончить рассмотрение вопроса, о чем умолчать и что сказать): «Что касается меня, то я не знаю, к чему мне прибегнуть: отрицать ли предвзятость со стороны следствия и давление на моего подзащитного. Могу ли я вырвать из сознания людей столь твердое предубеждение? Нет, не мое дарование, но лишь содействие честного суда может помочь этому ни в чем не повинному человеку»;

з) фигура прохождения (оратор делает вид, что обходит молчанием или слегка касается каких-то вопросов): «Даже если обойти молчанием грязные и позорные поступки его молодости, то к чему сводилась его интрига с выманиванием денег у простодушных граждан?»;

и) уступка, позволение, согласие: «Обвинитель утверждает, что данное преступление совершил Н., но ведь суду не известны факты, подтверждающие, что подсудимый находился на месте преступления в момент его совершения».

1.2.Фигуры украшения:

а) «характеристика» – объяснение поведения в соответствии с личными свойствами и душевными побуждениями личности: было ли противоправное (аффективное) поведение естественным выражением характера, или оно противоречит его природе, а человек действовал вопреки личным качествам, без умысла (т.е. по принуждению или в состоянии аффекта);

б) «цитирование» – дополнение характеристики: речь от лица другого лица как объяснение мотивов поступка (Он решил: «А воспользуюсь-ка я льготами, пока отсутствует надлежащий контроль»);

в) «картина» - представление события как бы происходящим на глазах у слушателей – словесное рисование ситуации для создания эффекта присутствия и переживания;

г) «параллель» - сравнивание двух объектов и субъектов речи, чтобы ясно ощутить их сходство или различие (при наличии нескольких для выявления их значимости).

1.3.Фигуры эмоционального воздействия на слушателей:

а) обращение: а) прямое - «коллеги», «дамы и господа», б) перифрастическое – «уважаемые любители экстремального отдыха»;

б) восклицание: «О времена! О нравы!» «Святая простота!»

в) умолчание (для имитации гнева или сильного душевного волнения): «Много ли в нем чистосердечия – это мы увидим» (Плевако Ф.Н. Речь в защиту Кострубо-Карицкого);

г) усиление - повтор мысли - использование синонимического ряда с усилением признака: «Жертва его - слабая девушка, подвергшаяся оскорблениям, насилию, жестокостям …»

д) желание (звучит в начале или в финале речи и раскрывает цель автора): «Я не хочу обвинять никого, но я должен обличить лицемерие и ложь»;

е) олицетворение – приписывание свойств живого человека предметам и даже понятиям: «К сожалению, Зайцев не психолог; он не знал, что, купив после таких мыслей топор, он попал в кабалу к этой глупой вещи, что топор с этой минуты станет живым, будет безмолвным подстрекателем, будет сам проситься под руку» (Андреевский С.А. Речь по делу Зайцева).

2. Фигуры речевой последовательности

2.1. Фигуры прибавления – на основе повтора для демонстрации сильного и продолжительного чувства:

§ а) анафора – повтор слова или в начале предложения:
"
Я хочу, чтобы вы смогли сказать в тот день, что я пытался накормить голодных.
Я хочу, чтобы вы смогли сказать в тот день, что при жизни своей я пытался одеть нагих.
Я хочу, чтобы вы сказали в тот день, что при жизни своей я пытался навещать тех, кто в тюрьмах.
И я хочу, чтобы вы сказали, что я пытался любить человечество и служить ему.…
После меня не останется роскошных, прекрасных вещей. Но я хочу оставить за собой жизнь, отданную делу.
И это все, что я хочу сказать"
(М.Л.Кинг).

б) эпифора – повтор слова в конце отрезка речи:

«Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот!»
(М.Цветаева);

в) стык – повторы на границе отрезков «только у нас, у нас и больше нигде»,

г) кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается (возврат мысли) «Петр 1 сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия Византии, сегодняшние его преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии»;

д) синтаксический параллелизм – повтор однотипных конструкций «Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлен ненасильственными методами »;

е) хиазм - фигура с повторением двух элементов, но повтор в обратном порядке: «есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть».

2.2. Фигуры убавления – основаны на пропуске единиц (придают внутреннюю энергичность):

а) эллипсис – обычно пропуск сказуемого: «Кто куда, а я - в сберкас су».

б) зевгма – пропуск отрезка в продолжении однородной конструкции: «Политик должен заниматься политикой, предприниматель - бизнесом, ученый - наукой».

2.3. Фигуры размещения и перестановки - основаны на нарушении порядка или дистантного расположения элементов (показывают изменение настроения):

а) инверсия - обратный порядок слов: «Историю делают люди, а не какие-то законы истории»;

б) парцелляция - расчленение высказывания на отрезки: «Дети строят для удовольствия, мы строим для них»; «На предприятие пришел новый директор. Третий за год»;

в) парентеза (эпентеза)– расчленение высказывания вставкой. «Я полагаю - и неоднократно заявлял об этом в прессе, - что недопоступление средств связано с недополучением доходов от приватизации».

г) антитеза - фигура противопоставления «Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: