Рекомендации к самостоятельному изучению темы. Данная тема характеризуется недостаточно глубоко проработанными теоретико-правовыми исследованиями

Данная тема характеризуется недостаточно глубоко проработанными теоретико-правовыми исследованиями. Студенту следует не только освоить основополагающие административно-правовые характеристики отношений в области образования, но также выявить имеющиеся пробелы и противоречия в концептуальных направлениях, в нормативном регулировании отдельных сторон образовательного процесса. Это, в частности, вопросы соотношения административно- и гражданско-правового регулирования в образовании, проблемы, связанные с чрезмерным государственным вмешательством в образовательный процесс и т.д. Особенно много имеется пробелов и противоречий в законодательстве в части регулирования статуса образовательных организаций и взаимодействия между образовательными организациями и государственными органами управления образованием.

Вопросы, связанные с административно-правовым обеспечением научной деятельности, как правило, не могут быть достаточно глубоко исследованы в гражданском юридическом вузе в связи с узкой правовой направленностью образования и в еще большей степени в связи с тем, что практически весь нормативный материал и, тем более, практика его реализации носят закрытый характер. Здесь студенту достаточно ознакомиться с целями государственной научно-технической политики, со статусом научных работников.

Контрольные вопросы

1. Что такое «образование»?

2. Каково содержание принципов образования?

3. Что представляют собой образовательные программы?

4. В чем состоит содержание общеобразовательных и профессиональных программ?

5. Имеет ли смысл включение в профессиональные образовательные программы тех учебных дисциплин, которые относятся к общеобразовательным программам и наоборот?

6. Чем отличаются уровни образовательных программ (образовательные цензы)?

7. В каких формах реализуются образовательные программы и что представляют собой эти формы?

8. Каково правовое значение государственных образовательных стандартов (ГОСТов)?

9. Покажите наиболее существенные элементы содержания образовательных ГОСТов на примере регулирования ГОСТами программ высшего или среднего профессионального образования.

10. Каковы полномочия органов публичной власти в системе образования?

11. Какого рода образовательная деятельность подлежит лицензированию?

12. Раскройте содержание процедуры лицензирования образовательной деятельности.

13. Сравните порядок лицензирования образовательной деятельности с порядком лицензирования, предусмотренным ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и выскажите обоснованное суждение о наличии или отсутствии противоречий и их причинах, если таковые имеются.

14. Чем характеризуются уставы образовательных организаций по сравнению с уставами прочих юридических лиц?

15. Каков порядок управления образовательной организацией?

16. Какие выделяются разновидности образовательных организаций по содержанию образовательных программ?

17. Что представляет собой процедура аттестации и аккредитации образовательной организации?

18. Какие правовые последствия связываются с аккредитацией учебного заведения для него самого и для его учащихся (выпускников)?

19. Каким образом регулируется образовательная деятельность вне юридического лица.

20. Раскройте права граждан в сфере образования.

21. Что представляют собой права и обязанности учащихся (школьников, студентов, аспирантов и т.д.) с точки зрения их юридической природы и практического содержания?

22. Каков порядок перевода учащихся (студентов) на новый уровень, либо на новый курс, либо в иной учебное заведение?

23. Как оформляются взаимоотношения между учащимся и учебным заведением?

24. Как осуществляется текущая и итоговая аттестация учащихся?

25. Выясните содержание документов об образовании.

26. В каком порядке происходит выдача документов об образовании?

27. Какого назначение Единого государственного экзамена и порядок его проведения?

28. Целесообразно ли применение в системе высшего образования государственных именных финансовых обязательств (ГИФО)?

29. Что представляют собой ученые степени и звания и каков порядок их присвоения?

30. Какого рода правовые проблемы имеются в образовании и каковы пути их устранения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: