double arrow

Основные признаки текста и закономерности его построения

Человеку постоянно приходится описывать что-то, повествовать или рассуждать о чём-то. Для этого он каждый раз создаёт некое законченное сообщение – текст. Языковеды рассматривают текст как результат речевой деятельности человека. Текст — это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, объединённых в целое темой и основной мыслью.

К основным признакам текста относят:

1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

2. Отграниченность (автономность). Каждый текст, да­же самый небольшой, имеет четкие границы — начало и конец.

3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, свя­заны между собой в определённом порядке.

Схему связной речи с точки зрения составляющих её еди­ниц можно представить следующим образом: предложение — прозаическая строфа — фрагмент; глава — часть — закон­ченное произведение.

Есть тексты, состоящие из одного предложения (реже двух). Это афоризмы, загадки, пословицы, хроникальные за­метки в газете и др. Есть тексты, равные прозаической стро­фе или фрагменту: заметка в газете, стихотворение или басня в прозе. И есть, конечно, тексты значительного объёма.

Основными средствами, создающими смысловую и грам­матическую цельность текста, являются единая тема, способ предложений, характер синтаксических конструкций, поря­док слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов (лек­сический повтор), однокоренные слова, местоимения, союзы и др. Наиболее типичные средства связи предложений в тек­сте представлены в таблице.

4. Цельность. Текст в отношении содержания и по­строения представляет собой единое целое. Структура тек­ста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содер­жание текста раскрывается только через его словесную форму.

5. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, о чём идёт повествование, развёртывается рассуждение, ведётся диа­лог и т.п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произ­ведений могут быть прямо связаны с темой («Горе от ума», «Недоросль»). Художественные произведения, даже относи­тельно небольшие по объёму (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практи­чески всегда многотемны.

6. Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые сторо­ны определённым образом упорядочены, организованы,

7. Членимость. Способы связи слов в предложении и час­тей сложного предложения хорошо известны. Различают по­следовательную (цепную) и параллельную связь предложе­ний. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого сло­ва предложений. Например: Я люблю гостей. Я люблю посме­яться....Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, нюхать бензин, Я много чего люблю. (По В. Драгун­скому) При последовательной связи предложений одно пред­ложение как бы вливается в другое: каждое следующее пред­ложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Например: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды, надували меня. (А. Платонов)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: