Занятий

Как и уроки-семинары, Как и уроки –семинары, уроки ла- бораторно-практических занятий являются весьма разнообразными: урок решения задач, урок выполне­ния различных упражнений, прак-


тикумы, уроки-драматизация, урок разыгрывания малень­ких сцен и др. Общий признак для всех этих уроков - со­единение знаний учащихся с их практической, учебно- познавательной и общественно полезной деятельностью, обучение школьников применять знания в жизни.

Как известно, в современной школьной практике решение этой проблемы учителя видят в том, чтобы убе­дить учащихся в необходимости овладевать знаниями ос­нов наук для того, чтобы потом, после окончания школы, продолжить специальное и профессиональное образова­ние или немедленно по окончании школы использовать их в повседневном труде в народном хозяйстве. Но эта цель весьма отдаленна и не всегда представляется уча­щимся привлекательной. Поэтому необходимо изыскать пути, позволяющие учащемуся по ходу изучения того или иного учебного материала применять полученные знания для решения практических задач в своей ученической жизни, общественно полезной, научно-практической дея­тельности. И такой путь многие опытные, передовые учи­теля нашли. После изучения учащимися ряда учебных тем они дают своим ученикам тематические задания, ко­торые выполняются ими вне урока, заменяя собою тра­диционную домашнюю работу по предмету.

Суть этих заданий состоит в решении практической проблемы с использованием полученных теоретических знаний. Например, дается задание разработать рекомен­дации по эффективному использованию химических удобрений в целях повышения урожайности той или иной сельскохозяйственной культуры на конкретном уча­стке земли местного хозяйства. Аналогичное задание можно предложить учащимся по экологии, по оформле­нию деловых бумаг, сделок и т.д.

Тематические задания, о чем свидетельствует опыт рабо­ты талантливого учителя химии и педагога-исследователя Н.П. Гузика, носят межпредметный характер. Они стимулируют учащихся привлекать при выполнении задания не только, ска­жем, знания химии, русского языка и т.п., но и других пред­метов - биологии, экономической географии, черчения и др. Подобные задания, по сути дела, и являются основой внедре­ния в обучение дидактических деловых игр.

3 организационном отношении для выполнения те­матического задания (проекта) все ученики класса разби­ваются на группы и работают параллельно. Группы соз­даются добровольно в составе 4-6 человек. С учетом склонностей и способностей учащихся распределяются обязанности между ними. Прежде всего из наиболее инициативных учащихся избирается руководитель проек­та-задания. Кроме него, в зависимости от содержания за­дания, в группе выделяются, скажем, агроном, технолог, экономист, чертежник, а иногда и художник-оформитель. Задания для групп могут быть одинаковые или разные.

Такая коллективная организация работы позволяет од­новременно осуществлять разделение труда и привносить в процесс обучения дух конкуренции. При этом успешная работа каждого зависит от результатов деятельности его коллег, что само по себе дает воспитательный эффект, при­учая участников к коллективным усилиям. Группа консуль­тируется у учителя, систематически собирается для обсуж­дения хода работы, учащиеся отчитываются друг перед другом, обмениваются опытом. Всякий успех отдельного ученика поощряется общественным опытом.

Работа с тематическими заданиями, точнее выполне­ние учащимися тематических заданий, проходит вне уро­ка в том классическом его понимании, какое доминирует в сознании массового учительства и осуществляется на базе достаточно прочного усвоения всеми учащимися теоретического программного материала. Главное в этой работе — создание возможности «приложить» уже имею­щиеся знания к решению проблем и связать эти знания с другими, которые получены при изучении других учебных предметов. Работа по выполнению тематических заданий протекает параллельно, а порой и пересекается с работой учащихся на уроке по решению задач и выполнению все­возможных учебно-практических упражнений, что, несо­мненно, выступает значительным подспорьем дяя успеш­ной работы над тематическими заданиями.

Уроки, на которых подводятся итоги Урок защиты работы учащихся над тематическими тематических заданиями, приобрели в теории и задании практике обучения название урока за­

щиты тематических заданий. Техноло­гия его проведения такова. Урок начинается с краткой беседы учителя, который представляет участников проек­тов-заданий, а также знакомит учащихся с порядком за­щиты ими своих тематических заданий. Затем выступают руководители этих групп, докладывают о своих результа­тах, привлекая различные иллюстративные материалы, демонстрируя всевозможные расчеты, схемы, таблицы, рисунки и т.п. С каждым из них полемизируют участники других групп, отчитываясь о своей работе. Итоги защиты подводит учитель, который направлял и консультировал всю подготовку тематических заданий группами учащихся и хорошо знает сильные и слабые стороны каждого из выполненных заданий.

Близкой к этой технологии является и технология урока-драматизации, урока разыгрывания маленьких сцен и другие, содержание которых готовится учащимися вне урока, но которые органически берут свое начало уже в уроке-семинаре.

Лабораторно- практические занятия, практикумы

Применению знаний, а следовательно и их совершенствованию, накоплению отдыха самостоятельной деятельности и умению учиться служат и традиционные лабораторно -практические занятия, практикумы

Как правило, они приме­няются для окончательного закрепления практических и учебных навыков и умений, а также проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программ. В этом отношении пальма первенства в мно­гообразии лабораторно-практических занятий принадле­жит практикуму, который проводится в учебных кабине­тах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных уча­стках школ. Учитель заранее готовит материальную базу и соответствующие инструкции, необходимые для проведе­ния учащимися опытов и экспериментов, распределяет оборудование, инструменты, чтобы каждый ученик мог вы­полнить требуемые программой работы, проявляя необхо­димую в этой работе самостоятельность. Назначение прак­тикума — расширение технологического кругозора учащих­ся, подготовка их к труду и профессиональная ориентация школьников.

Это, конечно, не значит, что практикум заменяет все остальные виды лабораторно-практических занятий, что учащиеся не проводят лабораторных экспериментов на других уроках. Лабораторные опыты, микроэксперимен­ты, решения всевозможных теоретических и практиче­ских задач учитель нередко вводит и в рамки общего раз­бора темы для иллюстрации своего рассказа-объяснения, и в уроки-лекции, где проводится общий разбор темы, и в уроки-семинары, где они становятся одним из источ­ников новых знаний.

Как и на уроке-семинаре, учитель ведет систематиче­ское наблюдение за успехами каждого ученика на всех раз­новидностях уроков лабораторно-практических занятий, где наиболее интенсивно происходит совершенствование зна­ний, умений и навыков, их формирование, обобщение, систематизация и целенаправленное применение, текущий контроль за успешностью обучения школьников.

Однако особое внимание учителя должно быть скон­центрировано не столько на текущем контроле, частных коррекциях в деятельности учащихся, сколько на темати­ческом контроле, проверке усвоения школьниками учеб­ного материала, уровня сформированное™ навыков и умений, приемов, способов деятельности, полученных при изучении темы в целом. Эта задача решается на за­четном уроке. Что он собой представляет?

Он проводится по завершению работы Зачетный урок над крупной темой или разделом курса.

Опытные учителя делят урок-зачет на две части: обучающую (примерно до 15 минут) и контролирующую (до 30 минут). Первая часть урока-зачета проводится как индивидуальный опрос- беседа с учащимися по теме в сочетании с самостоятель­ной работой всех учащихся класса. В этой части урока школьники с помощью учителя вновь разбирают основ­ные вопросы пройденной темы и решают наиболее ти­пичную задачу.

Зная о таком порядке, стиле работы на уроке-зачете, учащиеся в процессе повторения, подготовки к уроку за­ранее внимательно просматривают материал темы в це­лом по учебнику, своим записям, приводят в порядок практические работы, которые выполнялись ими по ходу изучения темы для предъявления их учителю во время за­чета.

Вторая часть урока посвящается выполнению сквоз­ного письменного задания по теме. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, проводят всевозможные расчеты, записывают основные уравнения, решают зада­чу. Причем в отличие от дифференцированных заданий, которые практикуются на уроках-семинарах, лаборатор­но-практических уроках, на уроке-зачете, задания для письменного выполнения являются одинаковыми для всех учащихся. Каждый ученик работает самостоятельно и ему выставляется зачетная оценка по пройденной теме.

Естественно, деление урока-зачета на обучающую и контрольную части весьма условно. Вопросы, задания первой части зачетной работы и задания для письменной работы требуют от учащихся не простого воспроизведе­ния усвоенного, а обобщения, систематизации получен­ных знаний. Они используют их как инструмент учебно- познавательной деятельности при решении нетиповых учебных задач.

Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока- зачета, весьма специфичен. Он выполняет не только и не столько функцию «накопления оценок», а коррекцию до­бытых учащимися знаний, умений и навыков, стимулиру­ет активность и самостоятельность учащихся в обучении, осуществляемых учителем в системе урока в целом. Кон­троль нужен учителю и учащемуся не ради самого кон­троля, а как средство повышения эффективности обуче­ния, средство оказания помощи еще лучше, с большей пользой для себя учиться. Он помогает учителю и уча­щимся определить, насколько прочно усвоился изучае­мый материал и позволяет ли достигнутый уровень теоре­тической и практической подготовленности учащихся двигаться в обучении дальше, приступить к работе по но­вой теме или разделу программы. Конечно, важно, чтобы соблюдалось единство текущего и тематического контро­ля за успешностью обучения учащихся.

Такова в общих чертах дидактическая характеристика системы уроков по теме. Естественно, внутри этой системы может быть много разновидностей конкретных уроков в за­висимости от специфики учебного материала и конкрет­ного педагогического почерка учителя. Но какими бы они ни были в своей совокупности, применяемые, точнее прак­тикуемые, учителем уроки должны составлять единую сис­тему. В ней каждое занятие - только звено в цепи, органи­чески связанное, скрепляемое всеми другими звеньями. В этой цепи решение сложных учебных задач не замыкается рамками одного урока, а пронизывает последовательно всю систему урочной и внеурочной работы учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: