Индивидуальная форма организации работы учащихся на урок

.Эта форма организации предполагает, что каждый

Ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его

подготовкой и учебными возмож­ностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, раз­нообразными источниками (справочники, словари, эн­циклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, приме­ров, написание изложений, сочинений, рефератов, док­ладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Ши­роко используется индивидуальная работа в программи­рованном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида ин­дивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характе­ризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без кон­такта с другими школьниками, но в едином для всех тем­пе, вторая предполагает учебно-познавательную деятель­ность учащихся над выполнением специфических зада­ний. Именно она позволяет регулировать темп продви­жения в учении каждого школьника сообразно его подго­товке, его реальным учебным возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных пу­тей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают уча­щихся от механической работы и позволяют при мень­шей затрате времени значительно увеличить объем эф­фективной самостоятельной работы. Однако этого недос­таточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. При­чем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации зада­ний, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они пользовались правильными приемами, дает советы, наводящие вопро­сы, а при обнаружении что многие ученики не справля­ются с заданием, учитель может прервать индивидуаль­ную работу и дать всему классу дополнительное разъяс­нение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактиче­ских задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для оаладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учеб­ной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не ме­нее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Например, при изучении литературного про­изведения можно дать заблаговременно индивидуальные задания каждому или группе учащихся. Общим для всех является прочтение художественного произведения. В процессе этого чтения учащиеся готовят ответ на «свой» вопрос или «свои» вопросы. Здесь важны два обстоятель­ства: 1) каждый работает на пределе своих возможностей и 2) каждый выполняет необходимую часть анализа лите­ратурного произведения. На уроке учащиеся объясняют свою часть нового материала.

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. «Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фрон­тальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, не детализированным за­даниям, без непосредственного вмешательства учителя. Например, в старших классах, получив такое задание, каж­дый ученик caq составляет план работы, подбирает мате­риалы, приборы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует ре

-зультаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера»

О (Дидактика средней школы. 2-е изд. М., 1982. С. 238).

Для- слабоуспевающих учащихся необходимо состав­лять такую систему заданий, которые бы содержали в се­бе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца;, различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом ре­шить определенную задачу, - различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, меха­низм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд во­просов, а также всевозможные требования, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает воз­можность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно уг­лублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт позна­вательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны. Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию само­стоятельности учащихся, организованности, настойчиво­сти в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение ме­жду собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной рабо­ты, как фронтальная и групповая.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: