Как показывает практика, даже наилучшая конструкция, совершенная технология и правильная эксплуатация не исключают полностью отказы. Различают три характерных типа отказов, присущих любым объектам.
1. Отказы приработочные, обусловленные дефектами проектирования, изготовления, монтажа. Они в основном устраняются путем «отбраковки» при испытании или наладке объекта. Доля этих отказов снижается по истечении периода приработки объекта.
2. Отказы внезапные (случайные), вызванные воздействием различных случайных факторов и характерные преимущественно для периода нормальной эксплуатации объекта. Особенностью таких отказов является невозможность их предсказания.
3. Отказы постепенные, происходящие в результате износа и старения объекта. Долговечность работы системы можно увеличить за счет периодической замены наиболее ненадежных составляющих элементов.
Различают два вида отказов:
· отказ в работоспособности объекта;
· отказ в электроснабжении, т.е. отказ функционирования.
|
|
При анализе надежности систем электроснабжения (СЭС) имеют в виду два процесса:
· изменение уровня функционирования;
· изменение уровня способности выполнять заданные функции в заданном объеме, т.е. изменение спроса электроэнергии потребителем.
Возникновение отказа работоспособности объекта не всегда влечет за собой отказ в электроснабжении, и, наоборот, отказ в электроснабжении потребителя не всегда вызывается отказом работоспособности объекта.
Разделение отказов на полные и частные отражают то, СЭС и ее части являются объектами с изменяющимся уровнем эффективности функционирования. Например, при повреждении секционированной ЛЭП отключается только часть линии, что означает частичный отказ линии электропередачи (ЛЭП). Ограниченное и некачественное электроснабжение являются типичными отказами функционирования СЭС в отличие от полного перерыва электроснабжения потребителя (полного отказа).
По продолжительности в электроснабжении различают следующие отказы:
· длительные перерывы в электроснабжении потребителей, вызываемые многочисленными повреждениями в СЭС, например, гололедно-ветровыми разрушениями опор и проводов ЛЭП (на период до нескольких суток);
· прекращение питания потребителей на время восстановления работоспособности отказавшего элемента СЭС (от 4 до 24 ч);
· прекращение питания потребителей на время, необходимое для включения резервного элемента вручную оперативно-выездными бригадами предприятий электрических сетей (от 1,5 до 6 ч);
· прекращение питания потребителей на время оперативных переключений, выполняемых дежурным персоналом на подстанциях (несколько минут);
|
|
· кратковременные перерывы питания потребителей на время ввода резервного питания или автоматического отключения поврежденного участка сети (несколько секунд).
С точки зрения информативности, отказы бывают:
· внезапные, когда потребитель не получает никакой информации об отказе;
· внеплановые отключения, сведения о которых поступают потребителю незадолго до момента отключения;
· плановые отключения, о которых потребитель предупреждается заблаговременно.
Критериями отказов являются их признаки (проявления), позволяющие установить факт нарушения работоспособного состояния. Они приводятся в нормативно-технической документации на объекты энергетики.
В зависимости от характеристики нарушения, степени повреждения и их последствий учитываются:
· аварии;
· отказы в работе I степени;
· отказы в работе II степени;
· потребительские отключения.
Аварии бывают стационарные, электросетевые, теплосетевые, системные.
На предприятиях электрической сети аварией считается:
· нарушение нормальной работы электрической сети напряжением 6кВ и выше, вызвавшие:
а) перерыв электроснабжения одного и более потребителей I категории, имеющих питание от двух независимых источников, на срок, превышающий время действия устройств АПВ или АВР;
б) перерыв электроснабжения потребителей II категории, при несоответствии схемы питания требованиям Правил устройств электроустановок (ПУЭ) т(т.е. не обеспеченным электроснабжением от двух независимых источников питания) на срок более 2,5 ч, а для сельскохозяйственных потребителей – более 10 ч;
в) перерыв электроснабжения одного и более потребителей II категории на срок более 2,5 ч, а для сельскохозяйственных потребителей II категории – более 10 ч;
г) перерыв электроснабжения одного и более потребителей Ш категории на срок более 24 ч;
д) недоотпуск электроэнергии потребителям в размере 20 тыс. кВт·ч и более независимо от длительности перерыва электроснабжения;
· разрушение силового трансформатора мощностью 10 МВа и более, если восстановление его невозможно или нецелесообразно;
· повреждение ВЛ 110 кВ и выше, требующее восстановления в течение 24 ч, а также повреждение КЛ 110 кВ и выше, требующее восстановления в течение 24 ч, а также повреждение КЛ 110 кВ, требующее восстановления в течение 36 ч;
· пожар на подстанции с высшим напряжением 110 кВ и выше, вызвавший ее обесточивание на срок 8 ч и более.
Системными авариями считаются:
· нарушение устойчивости работы энергосистемы и разделение ее на части, вызвавшее отключение потребителей на общую мощность более 5% от нагрузки энергосистемы;
· работы энергосистемы с частотой ниже 49,5 Гц длительностью более 1 ч;
· многочисленные отключения или повреждения ЛЭП напряжением 6 кВ и выше из-за стихийного явления, приведшие к отключению потребителей на общую мощность более 10% нагрузки энергосистемы.
Отказом в работе I степени являются:
· нарушение нормальной работы электрической сети, вызвавшее перерыв электроснабжения одного и более потребителей I категории при несоответствии схемы их питания требованиям ПУЭ, либо одного и более потребителей II категории на срок от 0,5 до 2,5 ч, а для сельскохозяйственных потребителей – от 2 до 10 ч; одного и более потребителей III категории на срок от 8 до 24 ч; недоотпуск электроэнергии потребителям от 5 до 20 тыс. кВт∙ч;
· повреждение основного электрооборудования сетей, требующее восстановительного ремонта в установленные сроки;
· повреждение ВЛ или КЛ 35 (110) кВ, требующее восстановительного ремонта в срок до 24 (36) ч.
К отказам в работе II степени относятся нарушения нормальной работы электрических сетей, в том числе:
|
|
· перерывы в электроснабжении потребителей, не являющиеся аварией I степени;
· повреждение некоторых видов оборудования;
· недовыполнение диспетчерского графика электрической нагрузки или оперативного задания диспетчера;
· автоматическое отключение или ошибочное отключение оборудования персоналом;
· обесточивание участков электросети напряжением ниже 6 кВ.
Под потребительским отключением понимают отключение оборудования из-за неправильных действий персонала потребителя.