Общие положения договора на оказание гостиничных услуг

Отношения, возникающие между исполнителем гостиничных услуг и туристом по предоставлению гостиничных услуг, опосредуются гражданско-правовым договором. Предварительно, с учетом выше изложенного, можно предложить следующее определение исследуемого договора.

По договору на оказание гостиничных услуг исполнитель – гостиница, профессиональный участник индустрии туризма, обязуется предоставить туристу для временного проживания гостиничный номер (место в номере) и комплекс гостиничных услуг, а турист обязуется оплатить эти услуги и соблюдать правила проживания в гостинице.

Из определения договора следует, что он является двусторонним, консенсуальным, возмездным, срочным. Кроме того, он относится к группе договоров присоединения и публичных договоров.

Под договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли бы быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ). Как отмечает М.Н. Малеина, обычно стандартная форма представляет собой бланк (формуляр), выполненный типографским способом, в котором перечислены условия договора, а стороны указывают отдельные сведения (наименование, реквизиты сторон, дата и место заключения договора) и ставят подпись[68].

Договор на оказание гостиничных услуг в силу п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг оформляется квитанцией (талоном) или иным документом, подтверждающим заключение договора. Данная квитанция должна содержать следующие сведения: наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); фамилию, имя, отчество туриста; сведения о предоставляемом номере (месте в номере); цену номера (места в номере); другие данные по усмотрению исполнителя. Представляется, что указанная квитанция и есть тот формуляр, о котором говорит ст. 428 ГК РФ.

Применение стандартных, типовых, общих условий договоров не является средством нарушения прав потребителей. Напротив, в правовой литературе отмечаются преимущества подобной формы договоров: стороны экономят время и силы на стадии ведения переговоров и заключения договора[69]. Целью формализации договора на оказание гостиничных услуг является экономия времени туриста, унификация процедуры оформления его проживания и минимизация затрат рабочего времени администратора гостиницы.

Заключение договора на оказание гостиничных услуг посредством присоединения туриста к условиям договора никоим образом не нарушает принцип свободы договора, так как у присоединяющейся стороны – туриста всегда остается право выбора: конкретной гостиницы, категории номера, а также возможности принять или отказаться от заключения договора.

Договор на оказание гостиничных услуг одновременно является договором присоединения и публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Поскольку договор присоединения рассматривается в качестве способа заключения договора, то и заключение публичного договора путем присоединения, как отмечается в литературе, в принципе возможно[70].

Законодатель прямо указал на публичный характер договора на оказание гостиничных услуг в п.1 ст. 426 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ и п. 7 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель гостиничных услуг обязан заключить с туристом договор, устанавливающий его обязанности по оказанию гостиничных услуг, и, которые он, по характеру своей деятельности, должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится, кроме случаев, когда отсутствует возможность предоставления услуг, в том числе, если учредительными документами исполнителя или гражданско-правовым договором, заключенным с ним, предусмотрена обязанность исполнителя в определенном порядке предоставлять услуги соответствующей категории.

Исполнитель гостиничных услуг вправе отказать туристу в заключении с ним договора на оказание таких услуг в случае, – если у исполнителя нет свободных мест, то есть, нет технической возможности в указанный период исполнить данный договор. Для отказа исполнителя от заключения такого договора отсутствие технической возможности – фактор вполне объективный. Если же он не желает иметь дело с конкретным туристом по иным причинам[71], то последний вправе обратиться в суд о понуждении его к заключению договора на оказание гостиничных услуг. В этом случае бремя доказывания отсутствия возможности предоставить гостиничные услуги туристу возлагается на исполнителя гостиничных услуг[72].

Кроме того, исполнителю должно быть предоставлено право отказаться от заключения договора на оказание гостиничных услуг с лицами:

а) находящимися в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;

б) наносящими вред личности, имуществу, правам окружающих его туристов;

в) внесшими в помещение гостиницы вещи, животных, запрещенные Правилами проживания в гостинице.

В целях «прозрачности» отношений между гостиницей и туристом данные положения, на наш взгляд, целесообразно закрепить в Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

В ряде случаев отдельные категории туристов имеют преимущественное право на заключение договора на оказание гостиничных услуг. Несмотря на то, что существование преимущественных прав ограничивает свободу договора, законодатель предусматривает привилегии по заключению договора в отношении определенных лиц[73]. В гражданском праве под преимущественными правами понимают такие случаи, когда при прочих равных условиях преимущество предоставлено законом определенной группе лиц, обладающих какими-то особыми признаками[74].

В соответствии с п. 5 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации исполнитель обязан обеспечить предоставление льгот при оказании услуг тем категориям граждан, для которых такие льготы предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами[75]. Так, например, пассажир воздушного судна имеет право бесплатного пользования услугами комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете[76]. Члену Совета Федерации и/или депутату Государственной Думы администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны предоставлять в течение одного часа отдельный номер с телефоном за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лицо, сопровождающее члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, также распространяется право на внеочередное поселение в гостинице[77]. Кроме того, судьи и прокуроры, при направлении их в служебные командировки, пользуются правом первоочередного бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах[78]. Сотрудники милиции, направленные в служебные командировки, следующие к новому месту службы, а также к месту проведения отпуска и обратно, пользуется также правом бронирования, получения вне очереди мест в гостиницах … по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы, нахождения в командировке либо отпуске[79]. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляемые в служебную командировку, также пользуются правом на вне очередное бронирование и получение вне очереди мест в гостинице по командировочному удостоверению за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации[80].

Формулировка публичного договора, закрепленная в ст. 426 ГК РФ, предоставляет возможность отнесения к публичным договорам только тех договоров, которые заключаются коммерческими организациями. Из содержания данной нормы можно сделать вывод, что все иные субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и некоммерческие организации, осуществляющие в соответствие с законом и учредительными документами предпринимательскую деятельность), находятся вне режима публичного договора. В связи с этим можно предположить, что индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации вправе оказывать предпочтение одним клиентам перед другими, например, устанавливая для отдельных потребителей более низкие (высокие) цены по сравнению с ценами для других потребителей[81].

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (п. 2) «устраняют» проблему нахождения индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и некоммерческих организаций вне режима публичного договора и устанавливают, что в качестве исполнителя гостиничной услуги признается «организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие такие услуги потребителям по возмездному договору».

Таким образом, с одной стороны, ГК РФ и Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации относят договор на оказание гостиничных услуг к публичным договорам, но, с другой стороны, в качестве исполнителя такого договора более высокий по рангу правовой акт обозначил только коммерческую организацию, что свидетельствует о коллизионности анализируемых норм. Представляется, что если к исследуемому договору не применять режим ст. 426 ГК РФ, то индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации окажутся в привилегированном положении по отношению к коммерческим организациям, а потребители – в более худшем в сравнении с потребителями-клиентами коммерческих организаций. Данная ситуация свидетельствует, более того, о нарушении принципа единства регулирования предпринимательской деятельности[82].

По данному вопросу в юридической литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости распространения режима публичного договора также на договоры, заключаемые некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями[83], что представляется вполне логичным.

Из редакции ст. 426 ГК РФ (а именно: «организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого») следует, что в качестве потребителя могут выступать физические и юридические лица. В Законе же о защите прав потребителей в качестве таковых обозначены только физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие, либо имеющие намерение приобрести или заказать услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[84]. Таким образом, основным отличительным признаком понятия «потребитель» от любого другого заказчика услуг (физического лица) является цель приобретения услуг. Для потребителя такой целью всегда являются нужды, не связанные с извлечением прибыли. Если же предприниматель обращается к услугодателю в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, то предполагается, что он имеет возможность выбора исполнителя и в связи с этим не нуждается в особой защите. Если гражданин, находясь в командировке, проживает в гостинице и при этом занимается предпринимательской деятельностью, то это не должно влиять на его правовой статус потребителя, так как в любом случае гостиничная услуга носит личный характер. В связи с этим он должен также признаваться потребителем в контексте Закона о защите прав потребителей.

Аналогично подходит к этому вопросу и федеральный антимонопольный орган: гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд, например, услугой по проживанию в гостинице в командировочных целях, признается потребителем[85].

Подобный подход к определению потребителя поддерживается не всеми авторами. Например, высказывается мнение, что бизнесмены и командировочные, поселившиеся в гостинице, потребителями не являются[86].

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Так, например, Д.А. Жмулиной было высказано мнение, что к существенным условиям договора на оказание гостиничных услуг относятся: фамилия, имя и отчество гостя; цена номера и срок оказания гостиничных услуг[87]. На наш взгляд, не все из выше перечисленных условий могут рассматриваться в качестве существенных.

Существенные условия – это условия, без которых договор не может считаться заключенным. Гражданско-правовая доктрина отмечает, что необходимыми, а значит, и существенными, следует считать условия, выражающие природу соответствующего договора. «Необходимые части сделки (essentialia negotii) – это такие части, которые, так сказать, создают сделку, без которых она неудобомыслима»[88]. Необходимыми, а значит, и существенными следует считать условия, выражающие природу соответствующего договора[89]. А как можно отнести к существенным условиям фамилию, имя и отчество туриста?

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ к существенным условиям относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Первым среди существенных условий договора законодатель назвал условие о предмете. Предмет договора возмездного оказания услуг представляет собой действия (или бездействие), которые должна совершить обязанная сторона (или, соответственно, воздержаться от их совершения)[90]. Позицию цивилистов о предмете данного договора поддерживает и судебная практика. Так, например, в Информационном письме Президиума ВАС РФ отмечается, что договор на оказание возмездных услуг может считаться заключенным в том случае, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. Если же предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, то круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.п. (ст. 431 ГК РФ)[91].

В качестве предмета договора на оказание гостиничных услуг выступает гостиничный номер (место в номере), а также предоставление туристу основных и дополнительных услуг.

К основным услугам относятся уборка номера, смена белья, побудка гостя к определенному времени, хранение вещей, оказание услуг связи, питания и т.д.

К дополнительным услугам в соответствии с п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации относятся услуги, не входящие в цену номера. В частности, к ним относятся аренда автомобиля, услуги няни, встреча туриста в пункте прибытия (трансфер) и т.д.

Исполнитель гостиничных услуг самостоятельно формирует основную гостиничную услугу – пакет услуг, входящих в цену номера (места в номере) гостиницы (п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг), который должен быть единым для каждого туриста. Такой пакет услуг существенно отличается в зависимости от категории номера, предоставляемого гостиницей туристу. Таким образом, каждый из туристов, заключивших договор на оказание гостиничных услуг в конкретной гостинице и разместившийся в номерах одной категории, получит одинаковый пакет таких услуг. Так, например, всем без исключения туристам, разместившимся в номерах высшей категории «сюит», предоставляется возможность пользования бассейном. Для туристов, проживающих в номерах четвертой категории, услуги бассейна будут считаться дополнительными, и могут быть им предоставлены только за дополнительную плату.

Включение в предмет договора на оказание гостиничных услуг предоставление во временное пользование номера в гостинице (места в номере) делает такой договор схожим с договорами аренды недвижимости и коммерческого найма жилого помещения. Так, по договору аренды здания или сооружения (помещения) в соответствии с п. 1 ст. 650 ГК РФ арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение; согласно п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Однако, для договора на оказание гостиничных услуг, в отличие от последних, характерно не только предоставление жилого помещения во временное владение и пользование, но и оказание гостиничных услуг, которые направлены на создание надлежащих условий для проживания туриста вне места постоянного жительства. Без комплекса оказываемых при этом туристу услуг в большинстве случаев утрачивается смысл размещения туриста в гостинице.

Таким образом, предмет исследуемого договора отличается от предметов договоров аренды и найма жилого помещения.

Услуги по хранению гостиница предоставляет в силу п. 17 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

ГК РФ позволяет представить структуру отношений, возникающих между исполнителем гостиничных услуг и туристом, по поводу хранения:

1) вещей, внесенных туристом в гостиницу. Внесенной в гостиницу, согласно абз. 2 п. 1 ст. 925 ГК РФ, считается вещь, вверенная работникам гостиницы, например, багаж, переданный туристом носильщику, либо помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте, в частности, в камере хранения, гардеробе, автостоянке гостиницы. Сохранность вещей должна быть обеспечена без специального договора, оформляющего принятие этих вещей на хранение;

2) денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей туриста при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены им в предоставленный гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в номере туриста или в ином помещении гостиницы.

В целях обеспечения связи с внешним миром туристу, прибывающему в гостиницу, предоставляются услуги связи, которые, кроме внутригостиничной, оказываются силами сторонних организаций.

Услуги связи, предоставляемые туристу, заключаются в полноценном приеме, обработке, хранении, передаче или доставке индивидуальной информации по заказу конкретного пользователя[92] – туриста. В перечень услуг, которые гостиница обязана предоставить туристу без дополнительной оплаты, входит лишь доставка в номер корреспонденции по ее получении (п. 15 Правил оказания гостиничных услуг). Кроме того, исполнитель гостиничных услуг может оказывать также иные услуги связи, прежде всего, – это услуги почтовой, электрической или телекоммуникационной связи, такой как телеграфная, телефонная, телетайпная, радио-, телевизионная, факсимильная, спутниковая связь, Интернет и т.п. Данные виды связи позволяют гостинице получить более высокую «звездность». Так, например, в силу Требований к гостиницам, предъявляемых Системой классификации гостиниц и других средств размещения «четырех- и пятизвездочные» гостиницы в обязательном порядке предоставляют внутреннюю, городскую, междугороднюю и международную связь из ста процентов номеров гостиницы, а «однозвездочная» гостиница – из номера только лишь внутригостиничную телефонную связь.

Оказание услуг питания – следующий вид услуг, вытекающий из договора на оказание гостиничных услуг. Особенностью данных услуг является то, что они могут предоставляться барами, ресторанами, кафе[93], являющимися структурными подразделениями гостиницы, как туристам, так и лицам, не проживающим в гостинице[94]. В соответствие с Требованиями, предъявляемыми к гостиницам и иным средствам размещения Системой классификации гостиниц, для гостиниц категории выше «две» звезды наличие ресторана и предоставление завтрака туристу обязательно.

В юридической литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой отношения, возникающие между предприятием общественного питания и гражданином, опосредуются договором розничной купли-продажи, а оказываемые дополнительные услуги не меняют природы правоотношений, вытекающих из договора розничной купли-продажи[95]. Нам же более близка точка зрения Е.Д. Шешенина, согласно которой «договор на обслуживание питанием следует считать не разновидностью договора розничной купли-продажи, а одним из видов договора услуг»[96]. Аналогичная точка зрения поддерживается и другими авторами[97].

Структура отношений, связанных с предоставлением туристу услуг питания, может быть представлена следующим образом:

1) предоставление меню, обслуживание в зале, номере гостиницы, сервировка стола, обслуживание туриста персоналом ресторана, бара, кафе гостиницы и т.д. Согласно требованиям Системы классификации гостиниц в номера гостиниц категорий от «трех» до «пяти» звезд доставляется меню завтрака;

2) передача готовых блюд и т.д. туристу;

3) предоставление имущества во временное пользование (например, посуды, столовых приборов и т.д.)[98].

При этом невозможно представить ситуацию, в которой каждый из названных элементов структуры, связанной с предоставлением исполнителем гостиничных услуг туристу услуг питания, существует отдельно, – для туриста, проживающего в гостинице, эти услуги имеют ценность только в комплексе.

Помимо предмета договора на оказание гостиничных услуг к существенным условиям относится порядок осуществления расчетов с туристом (ст.ст. 779 и 781 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ и ст. 37 Закона о защите прав потребителей заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренные договором об оказании возмездных услуг. Правила предоставления гостиничных услуг устанавливают, что турист обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в полном объеме после ее принятия. С согласия туриста гостиничная услуга может быть оплачена им при заключении договора на оказание гостиничных услуг в полном объеме или путем выдачи аванса (п. 12 Правил предоставления гостиничных услуг).

Так как договор на оказание гостиничных услуг относится к непоименованным договорам, то в связи с этим круг необходимых существенных условий для них может определяться на основе норм, регулирующих сходные договорные обязательства, применяемые в этом случае по аналогии закона[99]. К существенным условиям договора на оказание гостиничных услуг, если это не противоречит ст.ст. 779 – 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, могут субсидиарно применяться правила о подряде. В связи с этим к существенным условиям договора следует отнести и срок проживания туриста в гостинице. В соответствии с п. 9 Правил оказания гостиничных услуг максимальный срок проживания туриста в российской гостинице может устанавливаться самой гостиницей.

Для сравнения, в советский период, например, согласно п. 1 Правил пользования и внутреннего распорядка в коммунальных гостиницах РСФСР 1979 года устанавливался предельный срок проживания туриста в гостинице – 30 суток. По истечении которого физические лица были обязаны освободить номер (место в номере) в гостинице по требованию администрации. Но на практике турист при желании мог продлить срок проживания и сверх ранее согласованного с администрацией гостиницы срока, в пределах 30 суток. Для чего он должен был заявить об этом администрации гостиницы не позднее, чем за два часа до наступления расчетного часа. И администрация гостиницы при наличии свободных мест продлевала данный срок. Таким образом, турист в 1979 году в коммунальных гостиницах РСФСР мог проживать максимум 60 суток.

Правила предоставления гостиничных услуг 1994 года устанавливали предельный срок проживания туриста в гостинице – не свыше двух месяцев, независимо от регистрации по месту пребывания и по месту жительства (п. 1.2. Правил предоставления гостиничных услуг).

К существенным условиям договора на оказание гостиничных услуг относится и цена (п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг). Цена гостиничных услуг устанавливается одинаковой для всех туристов, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Соответствующая норма воспроизведена в п. 5 Правил оказания гостиничных услуг. Индивидуальный турист, заключая договор на оказание гостиничных услуг «от стойки» гостиницы, не получает никаких льгот по оплате. Скидка может быть установлена группе туристов[100] (на практике такие случаи имеют место[101]), что вполне соответствует и ст. 38 Международной Конвенции МГА/ФУААВ.

Согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ «ценовая дискриминация» запрещена, но на практике и сегодня действует норма, принятая еще перед Олимпиадой 1980 года, устанавливающая разные цены на гостиничные услуги для российских и иностранных туристов[102]. Интересно, что на практике к ценовой дискриминации часто относят и тарификацию предложения гостиничных услуг, основанную на изменениях цены за проживание в гостинице в зависимости от срока брони гостиничной услуги, продолжительности проживания гостя и т.д.[103]. Однако в этом случае потребитель, который забронировал и оплатил проживание в гостинице заранее, и потребитель, оплативший услугу непосредственно перед размещением/при выезде из гостиницы, должны заплатить равную цену за предоставленные одинаковые гостиничные услуги. Но при предварительной оплате потребителем гостиничных услуг имеет место коммерческое кредитование туристом гостиницы, которое и позволяет ей давать определенные скидки лицам, оплатившим свое размещение заранее (ст. 823 ГК РФ).

В науке гражданского права гражданско-правовые договоры подвергнуты классификации на типы, виды, разновидности[104]. Тип договора можно определить как совокупность юридических признаков договора, закрепленного в нормах самостоятельного правового института[105]; на уровне вида происходит выделение некоторых правовых свойств, характерных для данного договора, которые могут быть присущи и договорам другого типа[106]; разновидность договора – это совокупность юридических признаков, закрепленных в нормах, входящих в состав какого-либо института договорного права, которые характеризуют специфические особенности одного из подразделений договоров в составе договоров определенного типа. Иными словами разновидность – это нечто отдельное, индивидуальное внутри вида.

Задача классификации гражданско-правовых договоров состоит в определении сходных признаков отдельных договоров, что позволяет достичь ее целей, то есть произвести группировку, и определить границы каждого из договорных видов. От места, отведенного законодателем договору, зависит, будет ли на практике применяться та правовая база, которая предназначена для его регулирования[107].

Анализ второй части ГК РФ позволяет прийти к выводу о том, что каждый тип договора представлен самостоятельной главой. Договору на оказание гостиничных услуг в ГК РФ не отведена отдельная глава, но в то же время в нем содержится 39 глава, посвященная договору на оказание возмездных услуг. Основоположники данной теоретической конструкции Е.Д. Шешенин[108] и О.А. Красавчиков[109] обращали внимание на специфическую направленность таких договоров, которая выражается в том, что последние имеют целью достижение результата, потребляемого в процессе оказания услуги, т.е. результата, не отделимого от работы. В настоящее время договоры по оказанию услуг имеют собственную нормативную базу, которая закреплена, как выше было сказано, в нормах главы 39 ГК РФ и которая «представляет собой комплексное образование, включающее группу договоров»[110]. Данная глава содержит общие положения об услугах для всех обязательств по оказанию услуг, в том числе и тех, которые пока не выделены Кодексом в специальные типы договоров[111].

Полагаем, что договор на оказание гостиничных услуг выступает в качестве самостоятельного типа, подпадающего под воздействие 39 главы ГК РФ[112]. В качестве квалифицирующего признака договоров, подпадающих под регулирование данной главы ГК РФ, выступает предмет, представляющий собой услуги, для которых характерны следующие признаки: 1) наличие неовеществленного характера услуги; 2) в большинстве случаев точкой приложения ее воздействия является личность услугополучателя[113]. Предмет договора на оказание гостиничных услуг в полной мере соответствует данным признакам.

В юридической литературе о правовой природе анализируемого договора высказаны следующие точки зрения: договор является смешанным, так как включает в себя элементы договоров 1) оказания услуг и хранения[114]; 2) коммерческого найма жилого помещения, оказания услуг и хранения[115].

Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора[116].

В практическом решении соответствующего вопроса о смешанных договорах О.Н. Садиков, например, занял такую позицию: если указанные договоры нельзя отнести к числу уже предусмотренных правом договорных типов, то налицо новый договор, который, хотя и не получил специальной регламентации, подчинен общим положениям обязательственного права, а при их недостаточности – правилам о наиболее близком договоре (в порядке аналогии закона)[117].

Смешанные договоры можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся договоры, содержащие элементы различных договоров, имеющих равнопорядковую значимость в целом для договора. В связи с этим их сложно отнести к тем или иным предусмотренным ГК РФ или иными правовыми актами договорам. Во вторую группу входят договоры, осложненные либо элементами отдельных типов договоров на оказание услуг, либо включающие в себя набор разных элементов, но превалирующее значение при этом имеет один из элементов. Это позволяет отнести такой договор к известному типу и применить к нему в субсидиарном порядке нормы, посвященные другим элементам такого договора.

Договор на оказание гостиничных услуг, являясь самостоятельным типом гражданско-правовых договоров, одновременно является смешанным договором, так как сочетает в себе элементы отдельных типов договоров на оказание услуг, а также элементы, группы договоров о передаче имущества во временное пользование, выражающиеся в предоставлении номера (места в номере) в гостинице. При этом он относится к первой группе смешанных договоров, так как совокупность услуг (хранения, связи, питания и др.), предоставляемых гостиницей, и оказывается только посредством предоставления туристу гостиничного номера (места в номере).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: