В XVII веке, вследствие усовершенствований в типографском деле, книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; в соответствии с духом времени.
Книжную и станковую графику, периодику, рекламу Западной Европы 17 века нельзя понять вне осознания противостояния друг другу культур двух государств с разными политическими устройствами: буржуазной Голландии, с одной стороны,
и абсолютистской Франции, с другой. Демократизация читательской среды в Голландии приводит к уменьшению форматов книги, сдержанному использованию иллюстраций, стандартизации типов изданий, что удешевляет книгу. Так работает издательский дом Эльзевиров. Парижская Королевская типография, открытая в 1640 г., напротив – славится выпуском книг- гигантов, предназначенных для чтения, вернее, ленивого перелистывания их в кабинетно-дворцовых условиях. Они обильно украшены выполненными в технике гравюры на меди, нетехнологичными по отношению к книге иллюстрациями.
При этом, каждая из этих стран насыщает произведениями типографского искусства не только внутренний рынок, но экспортирует свой товар (книги, издания периодической печати) в соседние страны. Так делается большая политика, а вместе
с ней осуществляется обмен стилевыми направлениями в искусстве. Франция была активна в экономической рекламе и пропаганды аристократического образа жизни, в связи с чем с 17 века стала законодательницей мод в Европе и экспортером предметов роскоши. Голландия развивалась в политико- идеологическом направлении (антикатолические издания и листовки, которые переправлялись во Францию). Социально- политические битвы эпохи находят отражение в листовках и брошюрах («летучие» издания, «мазаринады»), Критическое осмысление действительности представителями низших сословий выражалось в народных картинках, выполняемых
в технике деревянной или медной гравюры, обычно – раскрашенных, почти лишенных пояснительных текстов. Постепенное вытеснение ремесленного способа производства промышленным, развитие торговли, активизация разнообразных процессов общественной жизни привели к распространению газет с четко выраженной периодичностью выпусков. Отзываясь на разнообразные требования растущего читательского рынка, вслед за газетой на свет появился и журнал. «Меркюр галант» (Галантный Меркурий вестник моды), стал издаваться в Париже в ответ на вводимую Кольбером политику меркантилизма,
то есть еще в ХУ11 веке. Выглядели первые журналы очень скромно и походили на небольшого объема книгу. Таким образом, и газета, и журнал вышли из книги, и лишь со временем,
уточняя специализацию функций, обрели специфические черты конструктивно-композиционного решения. В стилевом отношении все графическое искусство Европы ХУ11 в. (книга, газета, журнал, свободный рисунок, эстамп) подчинялись тем же закономерностям, что и другие искусства. Здесь проявляли себя стиль «барокко» и стиль «классицизм», а так же и
внестилевое направление в искусстве, которое в отечественном искусствоведении часто отождествляют с понятием реализма.
21.Инкунабулы: организационно-технические особенности их производства, структурные и художественные их особенности. Инкунабула (от латинского incunabula — колыбель, начало) — книги, изданные в Европе от начала книгопечатания (1450) и до 1500 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100—300 экземпляров.
По оценкам, всего было выпущено порядка 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), сохранившиеся приблизительно в 500 000 экземпляров. У коллекционеров и в библиотеках Северной Америки представлена примерно треть изданий.
Инкунабулы интересны как предшественники современного книгопечатания и издательской деятельности. Приведя эпоху рукописных книг, или манускриптов, к завершению, инкунабулы задали образец для современных книг. Величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Ныне в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания. Многие исследователи склонны считать, что недавно открытый Требник Констанс, три копии которого известны, опередил Библию Гутенберга на три или четыре года.
Для первых инкунабул характерен утяжеленный рисунок шрифта, грубые бумага и переплеты. Но уже к концу 15 в. стали
использоваться более утонченные шрифты. Многие специалисты считают самым красивым изданием эпохи Возрождения Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili) Франческо Колонны, изданную в 1499 с иллюстрациями в типографии Альда Мануция. Среди первых инкунабул - Индульгенция папы Николая V (1455), Бенедиктинская псалтирь (1459), Католикон Иоганна Бальба, а также Донат, Сенека, Цицерон и другие античные авторы. В этот период книги выходили исключительно на латыни. Ближе к концу столетия появились издания на живых языках, древнегреческом (в 1479) и древнееврейском. Тематически
они очень разные - математика, медицина, астрология, музыка, путешествия и право. Что касается характерных черт инкунабул, то издательская марка была введена в Кёльне Иоганном Келхоффом Старшим (ум. ок. 1493), цветную печать изобрел Петер Шёффер (ок. 1425 - ок. 1505), а позднее - Эрхард Ратдольт (ок. 1442-1528); нечто подобное современным титульным листам впервые появилось у Шёффера. Цветные инициалы (иногда их исполняли от руки) - пережиток рукописных средневековых книг. Во-первых, в сфере их производства еще не было разделения на издательскую и типографскую деятельность. То есть один и тот же человек задумывал и финансировал издание, организовывал печатание его и, в большинстве случаев, сам был типографом. Он мог приглашать помощников, нанимать людей, сведущих в том или ином ремесле, подбирать учеников, но сам разбирался в специализации каждого и поэтому легко консолидировал их труд. Во-вторых, инкунабулы печатались на тряпичной бумаге определенного качества, легко идентифицируемой историками
по водяным знакам и иным признакам, улавливаемым специалистами. Случается, что часть тиража печатается на бумаге, а часть - на пергаменте.
В-третьих, в инкунабулах весьма заметна зависимость
от рукописной традиции даже там, где в этом нет прямой необходимости. Например, печатную полосу могли разлиновывать, как это было в манускриптах. Гравюры могли покрывать плотным красочным слоем так, что они отличались от миниатюр только скрытой от глаз зрителя “подкладкой” и быстротой производства. Часты случаи вписывания красных строк и врисовывания инициалов. Для убыстрения процесса производства книг, строки или буквы, подлежащие выделению, могли просто перечеркивать киноварью (условно это воспринималось в качестве оцвечивания текста).
В-четвертых, в инкунабулах отсутствует пагинация (лат. pagi- na - страница), то есть нумерация страниц. Однако существует
сигнатура (лат. signo - обозначаю, указываю), то есть нумерация тетрадей в блоке, как было и в рукописях. Кроме того, иногда могут использоваться фолиация (лат. folium - лист), то есть нумерация листов, и колонтитулы (фр. colone - столбец и лат. titu- lus - надпись, заглавие), т.е. заголовочные данные, помещаемые над текстом страницы издания). При наличии индекса, таким способом организовывался процесс поиска определенного сюжета в случаях выборочного чтения.
В-пятых, в инкунабулах часты случаи экспериментирования с печатью то однопрогонной, то двупрогонной, когда вводится второй цвет или гравированная на дереве иллюстрация.
В-шестых, во многих инкунабулах встречаются, как бы, абзацные отступы. Это происходит из-за того, что рубрицирование часто осуществлялось вручную, уже после отпечатывания текста. Для инициала наборщик оставлял в текстовой полосе место и вводил в него, для сведения рубрикатора, маленькую букву. Многие экземпляры тиража при этом так и не были рубрицированы.
Попадаясь на глаза типографов, такие экземпляры книг создавали предпосылку для появления настоящих абзацных отступов как сигналов о начале рубрики. А в инкунабулах это лишь свидетельство незавершенности работы над книгой.
К числу характерных черт инкунабул некоторые исследователи относят отсутствие титульных листов. Это ошибочное утверждение. Очень многие инкунабулы имеют титульный лист (и даже не один), однако по форме и по содержательному составу он сильно отличался от того, что установилось уже в ХУ1 веке.
Он напоминал то разросшийся колофон, то фрагмент первой текстовой страницы, то был похож на современную обложку или суперобложку. Он искал форму и создавался в условиях, когда не всякий типограф книги переплетал. Как правило, книги продавались в “раздетом” виде. А читатель, купив издание, сам обращался в переплетную мастерскую, где с книги снимали верхний, загрязнившийся лист (память о нем осталась в слове “шмуцтитул”) и заключали издание в кожаный переплет.
Издательский дом Кристофа Плантена
Если в 15 веке преобладающим типом издания была религиозная книга и она определяла стиль оформления даже научных изданий, то в 16 веке ситуация изменилась на противоположную. Уже в середине этого столетия религиозная литература получает издательскую интерпретацию, сходную с той, что принята в научных изданиях. Особенно выразительно проявляет себя
эта тенденция в изданиях знаменитой фирмы Плантенов, работавших во второй половине 16 в. в Нидерландах. Кристоф Плантен (1514-1589). Его издательский дом просуществовал более 300 лет. В середине XVI века бежал из Франции от религиозных преследований и поселился в Антверпене, где в 1549 открыл переплётную мастерскую, а в 1555 — типографию. В его типографии печатались произведения греческих и римских классиков, французских писателей, книги по медицине и кое- какие богословские трактаты. За 34 года деятельности Плантен издал 981 издание — главным образом научные труды, тексты классиков античности с комментариями учёных, литургические
и богословские книги. Издания Плантена отличались высоким полиграфическим качеством, содержали многочисленные гравюры на меди. Трудно перечислить даже важнейшие издания, вышедшие из плантеновской типографии. Но один труд, принесший ему славу, назвать необходимо: это Biblia poliglot-
ta, (“Библия полиглота”,тт. 1—8, 1569 — 1573) — пятиязычная Библия с параллельным текстом на латинском, греческом, еврейском, арамейском и сирийском языках. Эта книга считается самым значительным произведением книгопечатного искусства XVI века. Именно эта работа привлекла к нему внимание испанского короля Филиппа II — в то время суверена Фландрии. По окончании работы Плантен получил от Филиппа II монополию на продажу некоторых духовных книг в Испании и ее колониях. После смерти Плантена типография перешла к его зятю, Яну Моретусу — родоначальнику уже целой династии типографов.
Издательская марка Плантена — опущенная из облаков рука, держащая циркуль, и надпись «Constantia et lab-
ore» («Постоянством и трудом»). В 1877 в доме Плантена в Антверпене был создан мемориальный музей Плантена.
25. Первые газеты и журналы в Западной Европе. Интереснейшей областью печатно-графического искусства 15-16 вв. является реклама, послужившая почвой для
возникновения ранних форм газет. Самые ранние из дошедших до нас произ-ведений печатного рекламного искусства относятся к объявлениям о книжных ярмарках во Франкфурте, Болонье, Лейпциге. Объявления наклеивались на стены или вывешивались там, где с наибольшей вероятностью их могли встретить потенциальные клиенты, а именно – при входе в университет, собор, гостиницу. В некоторых книготорговых афишах, помимо сведений об изданиях и о ценах на них (то есть чисто информационной функции), содержались аннотации,
разъясняющие менее ученой публике смысл изданий, и похвалы качеству их исполнения, например, «отлично и вполне точно выправлены», «напечатаны тем же шрифтом, что и объявление». Историки усматривают в этих изданиях, как и в оповещениях о прибытии кораблей в морские и речные порты, прародительные формы периодики. К рекламе политического содержания, тоже являющейся источником возникновения периодики, относятся политические листовки, иногда снабженные не только текстовой информацией, но и активно воспринимаемой зрителем гра- вюрой лаконичных, выразительных форм. Это однолистки, дву- листки, реже – брошюры, оповещающие о событиях великой крестьянской Войны в Германии, о войне Нидерландов за независимость, о споре католиков и гугенотов во Франции.
Настоящей периодичностью они не обладали, однако свежая информация в них отражалась. Критическое осмысление действительности представителями низших сословий выра- жалось в народных картинках, выполняемых в технике дере- вянной или медной гравюры, обычно – раскрашенных, почти лишенных пояснительных текстов. Постепенное вытеснение ремесленного способа производства промышленным, развитие торговли, активизация разнообразных процессов общественной жизни привели к распространению газет с четко выраженной периодичностью выпусков. Первые газеты были рукописными (Венеция, Италия). Это было неудобно. Утверждается, что самая первая газета появилась в 1609 году, называлась Авиза, издавалась в Аугсбурге Мишелем Айтцингом. Выходила раз в полгода. В Страсбурге выходила газета Реляция. Устоявшиеся газеты были еженедельными, формат 1/4, с плохой печатью.
Первая французская газета издавалась Теофрастом Ренодо.
В ней было два раздела: новости Франции и Испании, новости остального мира. Ему же принадлежало самое известное бюро по сбору информации, откуда ведет свое официальное летоисчисление периодика, это «Бюро адресов и встреч», открытое в 1612 г.
Для облегчения сбора информации в Европе существовали специальные агентства. Первое агентство по сбору новостей возникло еще в 16 в. в Венеции. Тогда получить от венецианских журналистов сводку новостей можно было за мелкую монету, называемую «gazzetta», откуда происходит сам термин «газета». Сами же журналисты именовались «писателями новостей».
В Риме их называли «novellanti» или «gazzettanti». Отзываясь на разнообразные требования растущего читательского рынка, вслед за газетой на свет появился и журнал. Первый французский журнал «Меркюр галант» (вестник моды), стал
издаваться в Париже в ответ на вводимую Кольбером политику меркантилизма в ХУ11 веке. Выглядели первые журналы
очень скромно и походили на небольшого объема книгу. Таким образом, и газета, и журнал вышли из книги, и лишь со временем, уточняя специализацию функций, обрели специфические черты конструктивно-композиционного решения.






