Художественные особенности и построение разворотов

«Всемирной Хроники» Х.Шеделя

Шедель был физиком. В середине 15 века он написал Всемирную хронику. Ее издал в 1493 году Антон Кобергер. Она содержала 1809 иллюстраций, напечатанных с 645 досок. Иллюстрации заказали в мастерской Михаэля Вольгемута (там же работал молодой Альбрехт Дюрер). Развороты книги были скомпонованы свободно и разнообразно. Они неизменно сохраняют плотную, рельефную пластичность, наполненность сочным, тяжеловатым цветом. Выразительны страницы, заплетенные сложными ответвлениями генеалогических древ, расцветающих среди столбцов текста полуфигурами библейских персонажей.

Очень эффектны разворотные иллюстрации — виды городов, занимающие целиком нижние половины обеих смежных страниц. Эта необычайно сложная пространственная композиция разворотов «Всемирной хроники» Г. Шеделя, тесно связывающая размещение гравюр с соответствующими текстами, несомненно потребовала соответствующих расчетов и предварительного проектирования. Сохранившаяся в Нюрнбергской городской библиотеке рукопись немецкого перевода книги (она вышла в параллельных изданиях на двух языках) включает в себя на соответствующих местах беглые схемы всех иллюстраций, т.е. является, очевидно, одновременно и макетом издания”.

Следует отметить, что схематизм ранней печатной иллюстрации, ее скорее знаковый, чем конкретно-изобразительный, характер освобождали гравюру даже и от однозначной определенности

ее содержания. Возможности ее использования тем самым необычайно расширялись. Одна и та же картинка в разных книгах (а также и на разных страницах одной книги!) могла изображать,

в зависимости от контекста, разных персонажей, различные местности или события. Так же произошло во «Всемирной хронике» Г. Шеделя: ни художников, ни читателей не смущало, что один и тот же портрет изображал одного из библейских праотцев, затем, всего несколькими страницами ниже, — гомеровского героя, потом — римского поэта, немецкого рыцаря или восточного врача. Двадцать восемь изображений обслужили все папство, насчитывавшее к тому времени 198 преемников апостола Петра (все они упомянуты Шеделем), а для портретов 224 королей разных стран хватило всего 44 досок. Такой метод иллюстрирования позволил обойтись всего двумя гравюрками для изображения нескольких десятков монастырей (разумеется, это не могло быть незаметным для читателя).

В это же самое время, а порой на страницах тех же самых изданий формируется уже иллюстрация нового типа, достоверно и подробно изображающая вполне конкретные местности, определенных людей и т.п. Как раз во «Всемирной хронике» Шеделя появились наряду с совершенно условными, взаимозаменяемыми видами 23 панорамы реальных немецких городов — те, что легче было изобразить непосредственно

с натуры и чей облик скорее всего мог оказаться знакомым читателям книги. Но они здесь никак не выделены в общем ряду, не противопоставлены видам условным. Их особое, новое качество, по-видимому, было еще не вполне осознанно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: