Издательский дом Альда Мануция

Типография Альда была основана в 1494 году в Венеции. Одной из немаловажных причин, почему именно Венеция была избрана местом, где Альд решил основать свое издательское

дело, послужило то обстоятельство, что здесь нашли прибежище многие образованные греки, бежавшие от турецкого нашествия.

Среди венецианских греков Альд искал и находил нужных ему помощников – редакторов и комментаторов греческих

текстов, наборщиков и корректоров для свовей типографии. В отличие от Йенсона и многих других своих предшественников и современников, Альд не был ни художником, ни гравером.

Но он имел находить нужных людей. Все шрифты, которыми пользовался в своей типографии Альд Мануций, были созданы по его заказу и специально для его типографии одним из первых и самых выдающихся профессиональных граверов-пуансонистов

– Франческо Гриффо. За семь-восемь лет, с 1494 по 1502 г.г., Гриффо награвировал все те шрифты, которыми пользовался в своей типографии Альд Мануций. Это были преимущественно греческие и латинские алфавиты. Отлитые самим гравером литеры и матрицы, а в некоторых отдельных случаях возможно и пуансоны издатель покупал у гравера и они становились

его собственностью. Первые книги, вышедшие из типографии Альда в 1495-1496 годах, были написаны на греческом языке и печатались греческими шрифтами. В основной греческий текст включились небольшие фрагменты текстов латинских.

1496 год - “Об Этне”. Ее написал юный Пьетро Бембо. Альд напечатал сочинения молодого Бембо, применив в первый раз новую антикву, награвированную Франческо Гриффо.

У книги нет титульного листа. Полное ее заглавие, набранное

в три строки прописными буквами, помещено непосредственно над начальной полосой. Весь текст “Этны” набран без абзацных отступов. Начало текста отмечено лишь небольшим наборным инициалом, поставленным на корешковом поле, вне полосы набора, на уровне первой строки. Заголовки отделяются от текста одной пробельной строки. Колофон тщательно набран прописными в форме “косынки”. Закончив в 1498 г. капитальное издание сочинений Аристотеля на греческом языке (5 томов), Альд приступил к публикации произведений классиков своей родины – древних авторов, писавших на латинском языке,

и великих поэтов Возрождения, создателей литературного итальянского языка – Петрарки, Данте, Полициано, Бембо. Альд Мануций в начале XVI века осуществил подлинную революцию в издательском деле. Его нововведения коснулись и форматов книг. Так, им был введен в издательскую практику удобный для повседневного пользования формат в 1/8 долю листа, который

ранее использовался сравнительно редко. Уменьшение книжных форматов стало возможным в результате создания шрифтов повышенной емкости (в частности, курсива) и изготовления особых (менее плотных) сортов бумаги. Первым изданием, отпечатанным в формате 1/8 доля печатного листа специально созданным курсивом, был сборник избранных сочинений Вергилия, выпущенный в Венеции в 1501 году.

В изданиях Альда титульные сведения разбросаны, в большин-стве случаев, по всей книге; но на примере альдин можно проследить (особенно с появлением издательской марки) зарождение и развитие титульного листа в современном понимании этого слова.

К примеру, в одном из наиболее прославленных ранних изданий Альда – пятитомнике собраний сочинений Аристотеля – нет титульных листов в нашем понимании. Первый том начинается тремя короткими стихами на греческом языке, с заглавиями, набранными крупными греческими прописными. В первой из них сообщается название книги “Органон” и имя ее автора; во втором упомянуто имя Картеромаха (корректора греческого текста); в третьем – имя издателя, Альда Мануция. На обороте первого листа помещено предисловие – обращение Альда к его щедрому покровителю, молодому князю Альберту Пию ди Карпи, а за ним следует содержание книги. Фирма, место и точная дата издания (ноябрь 1495 г.) напечатана как и обычно, к колофоне, в конце книги, на лицевоцй стороне последнего листа. На обороте этого листа анонсируется, что издания сочинений Аристотеля будет продолжено. Всего выпущено 5 томов. Заканчиваются тома

Аристотеля перечнями (регистрами) сигнатур и кратким колофонами на латинском языке. Во втором томе колофон набран курсивом новой антиквой Этны. Колофон пятого тома особенно лаконичен и набран в одну строку.

Марка Альдо Мануция – “якорь и дельфин”. Альдинская марка появилась из чисто практической нужды – охранить от подделок издания “Дома Альда”, успевшие завоевать популярность у широкого круга читателей. Издатель прямо говорит об этом

в своем знаменитом обращении к читателю, датированном 16 марта 1503 года. С 1502 года начинают выходить в свет маленькие альдины – книжечки 1/8. Появление издательской марки Альда связано именно с этой серией. С 1502 г. марка

с якорем и дельфином, имеющая многочисленные варианты, становиться обязательным компонентом титульных листов альдин. Чтобы расширить круг читателей, чтобы заставить читать не только ученых по профессии, и не только на

пюпитрах библиотек, но и в других местах, Альд задумал издать “коллекцию” лучших трудов древних авторов в маленьком формате 1/8. Эти портативные томики должны были, однако, вмещать не меньше текста чем 1/4 или даже громоздкие 1/2.

Чтобы достигнуть этой цели, Альд задумал создать шрифт, первую мысль о котором, как утверждают, подал ему почерк Петрарки, и договорился с Франческо Гриффо, искусным гравером, который уже нарисовал и награвировал все остальные шрифты его типографии, и тот создал для него столько известный мелкий курсив, первый созданный в этом стиле, в течение долгого времени называвшийся aldino. Одна из книг серии ин-октаво – Сонеты и канцоны Петрарки – печатались по рукописи великого поэта, которую предоставил в распоряжение Альда Пьетро Бембо. Достаточно взглянуть на почерк Петрарки и сравнить его с курсивом Гриффо, чтобы воочию убедиться в том, что между ними нет ничего общего. Новый шрифт имел большое преимущество, он походил на красивый каллиграфический почерк, что “должно было очень нравиться в то время, когда большинство книг оставались еще рукописными”.

Первой книгой, напечатанной новым курсивом в малом формате 1/8, был вышедший в 1501 году Вергилий. Данте. Самым существенным новшеством, связанным с серийным изданием маленьких альдин, было введение, в качестве основного текстового шрифта, слегка наклонного курсива в сочетании с невысокими, вертикально поставленными прописными буквами. Среди маленьких альдин встречается только одна-единственная иллюстрированная книжка: Цезарь 1513 года. Декор маленьких альдин более чем скуп – он ограничивается, обычно, остав- лением пустых мест для инициалов, которые должны были врисовываться от руки, и маркой с якорем и дельфином.

Титульные листы. Прежде всего – они чрезвычайно разнообразны: есть титулы предельно лаконичные, в которых названы только имена авторов. Есть очень распространенные титульные листы, в которых сообщается читателю содержание всей книги, часто не имеющей общего заглавия и состоящей из произведений разных авторов, имена которых также называются в этом своеобразном титуле-перечне. Имя издателя ALDUS прочно входит в состав титульного листа как обязательный компонент лишь с появлением издательской марки, но место издания и дата по-прежнему помещаются только в колофоне.

Что касается композиции титулов в изданиях Альда, то они столь же разнообразны, как и их словесное содержание. Преобладают симметричные построения по центральной оси; они чередуются

с фиоловыми. Встречаются и более сложные много осевые построения. Выбор шрифтов также чрезвычайно разнообразен: в одних случаях титул набран одними прописными; в других

– прописными в сочетании со строчными (антиквой); иногда – греческими и латинскими прописными в сочетании с греческим курсивом и латинским курсивом альдино.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: