Ошибка ошибке — рознь

Игра 42

Цели: Дети, стремящиеся любой ценой избежать ошибок, тем са­мым ограничивают свои творческие возможности. Каждый ребенок дол­жен научиться сам определять, в каких областях ошибки будут неизбеж­ны, а иногда даже и полезны. Не менее важно для многих детей научить­ся воздерживаться от определенного рода ошибок, несущих негативные последствия для них самих или для окружающих.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Знаете ли вы историю о безумце, который ночью ползал около уличного фонаря? "Почему ты ползаешь здесь на четве­реньках?" — спросил его милиционер. "Я потерял в саду свой кошелек, и теперь я его ищу", — ответил человек. Милиционер удивился: "Если ты потерял свой кошелек в саду, зачем же ты ищешь его под этим ули­чным фонарем?" Человек ответил: "Потому что здесь светлее".

Все мы временами делаем не слишком умные вещи. Приходит ли вам в голову какой-нибудь пример вашего не слишком умного поступка или поведения? А можете ли вы представить себе какую-нибудь глу­пость, которую бы вы когда-нибудь с удовольствием сделали, если бы набрались достаточно смелости? И есть ли что-нибудь глупое, что вы охотно перестали бы делать, если были бы для этого достаточно решительны? Возьмите листок бумаги и запишите приходящие вам в голову ответы на эти вопросы. (10 минут.)

Теперь сядьте вместе по несколько человек и покажите друг дру­гу, что вы написали. Можете ли вы научиться на чужом опыте, как де­лать "хорошие" ошибки и воздерживаться от "плохих"? (10 минут.)

Анализ упражнения:

— Какая из сделанных тобой к настоящему времени ошибок самая глупая?

— Есть ли ошибки, которых ты смог избежать?

— Есть ли ошибки, которые ты хоть раз хотел бы совершить?

— Существуют ли люди, которые не делают никаких ошибок?

Марья Ивановна, к доске!

Игра 43 (с 9 лет)

Цели: Снова и снова давайте детям возможность научить Вас, учи­теля, тому, чего Вы еще не знаете. Детям доставляет огромное удоволь­ствие, когда они могут показать что-то новое человеку, которого они ува­жают. Обычно Вы сидите за учительским столом, а они за своими парта­ми. Если время от времени Вы будете меняться с ними местами, они смогут достичь несравнимо большей уверенности в себе. При этом дети мо­гут выступить специалистами во многих областях:

— они могут показывать, как действуют их игрушки, в том числе электронные

— они хорошо знают героев детских книжек

— чем старше становятся дети, тем больше они знают о мире моды

— они знакомы с программами телевидения и героями телепередач

— им известны последние нововведения молодежного жаргона

— они больше, чем большинство взрослых, знают о детях, их жела­ниях и страхах

— они знакомы с миром поп-музыки, знают исполнителей и тексты песен

— они знают марки машин и новейшие технические усовершенство­вания в этой области и т.д.

Давайте время от времени то одному, то другому ребенку возмож­ность Вас чему-нибудь научить. Для того чтобы это стало регулярной практикой, я предлагаю Вам игру, которая позволяет каждому из детей подготовиться к тому, чтобы выступить в роли учителя. Позднее Вы може­те попросить того или иного ребенка к определенному времени подгото­виться и научить Вас чему-то совершенно неожиданному. При этом Вы не должны будете знать, о чем пойдет речь, ребенок будет готовиться к своему сюрпризу самостоятельно.

Материалы: Магнитофон или проигрыватель компакт-дисков.

Инструкция: Были пи случаи, когда кто-нибудь из взрослых че­му-то научился у вас? Кто из вас хотя бы раз был учителем своей ма­мы? А кто из вас хотя бы раз был учителем своего папы? В чем вы раз­бираетесь лучше взрослых? Можете ли вы рассказать мне что-нибудь такое, о чем вы знаете больше меня?

Я тоже хочу время от времени чему-нибудь у вас учиться. Мне иногда не хочется быть учительницей. Я бы с удовольствием просто послушала, как вы ведете урок, и училась у вас. Быть может, нам сто­ит начать с музыки. Есть музыкальные произведения и исполнители, о которых вы знаете намного больше меня. Я хочу, чтобы вы сначала подготовились, а потом познакомили меня со своей любимой музыкой. Возможно, вы захотите мне что-то рассказать о певцах и музыкан­тах, возможно, вы знаете наизусть слова своей любимой песни, а, кро­ме того, вы можете принести кассету или диск с записью любимой му­зыки.

На этом уроке получить возможность представить свою любимую музыку должны сразу несколько детей. Вам стоит сесть за парту ребенка и дать ему возможность высказаться и включить магнитофон, сидя за учительским столом или стоя рядом с ним. Возможно, имеет смысл пре­доставить детям на выбор — готовить ли им такие выступления каждому отдельно или по двое-трое.

Анализ упражнения:

— Понравилось ли тебе быть на месте учителя?

— В какой области вы хотели бы чему-нибудь научить учителя?

— Учите ли вы время от времени чему-нибудь других детей?

Действуй по инструкции!

Игра 44 (с 9 лет)

Цели: Для достижения успеха в школе и в жизни очень важно, что­бы дети научились, во-первых, выполнять даваемые им инструкции и, во-вторых, давать инструкции сами. Несколько следующих игр помогут им весело и интересно потренироваться в этом.

Инструкция: Кто из вас присутствовал хотя бы раз при том, как ваши родители изучали какую-нибудь инструкцию, например, к новому видеомагнитофону? Было ли им понятно, что надо делать? Кто из вас сам пользовался какой-нибудь инструкцией?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете научиться, во-первых, внимательно слушать инструкцию и точно ей следовать, и, во-вторых, сами давать инструкцию. Сначала мы будем трениро­ваться все вместе, а потом вы будете делать это в парах.

Слушайте меня внимательно: "Коля, возьми карандаш, подойди к моему столу и напиши свое имя на листке бумаги. Затем возьми этот листок и отнеси его Наташе. Теперь вернись на свое место."

Проговорите всю инструкцию прежде, чем ребенок начнет ее выпол­нять. Назовите столько отдельных действий, сколько ребенок может удержать в голове, а затем добавляйте шаг за шагом по одному дейст­вию, чтобы у детей была возможность потренировать свою память. Все действия должны выполняться в названной Вами последовательности. Дайте возможность поучаствовать в игре нескольким детям. Можно дать потренироваться всему классу целиком.

Внимание! Все снимите ботинки с правой ноги. Достаньте из портфеля тетрадь. Залезьте на свой стул. Положите тетрадь на го­лову и удерживайте ее в равновесии. Возьмите тетрадь в левую руку и помашите ею. Слезьте со стула. Положите тетрадь на стол. На­деньте ботинок. Сядьте и сложите руки перед собой. Выполняйте!

Необходима тренировка, чтобы дети привыкли к такого рода упраж­нениям. Затем Вы можете дать им возможность тренироваться самим. Один из вариантов игры состоит в том, чтобы кто-то из детей давал клас­су такие же сложные инструкции, как это делали Вы. Мы же здесь предлагаем Вам более простой вариант, при котором дети работают в парах, давая простые и точные команды.

Теперь вам надо разделиться на пары. Решите, кто из вас будет А, а кто — Б. А должен закрыть сейчас глаза, а Б должен будет прове­сти своего "слепого" партнера по всей комнате и привести его назад к его месту. Б будет четко отдавать короткие команды, например: "Шаг вперед!", "Повернись направо!", "Повернись налево!". Нельзя пода­вать новой команды, пока не выполнена предыдущая. Б должен сле­дить за тем, чтобы А ни с кем не столкнулся и ни на кого не налетел.

Вероятно, в зависимости от ситуации, Вам будет нужно для начала попросить сыграть в эту игру какую-то одну пару, прежде чем начнут дей­ствовать остальные. Расставьте столы и стулья так, чтобы дети могли на­правлять своих подопечных по достаточно интересному пути. Затем парт­неры меняются ролями

Анализ упражнения:

— Легко ли было тебе запомнить длинную инструкцию?

— Что ты делал для того, чтобы запомнить длинную инструкцию?

— Удавалось ли тебе давать ясные и четкие инструкции своему партнеру?

— Что было тебе интереснее: выполнять инструкции или самому их давать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: