Ораторы, риторика

Хотя письменность получила широкое распространение в Греции периода архаики и классики, в целом полисная культура тяготела к устному слову. Агональный (соревновательный) характер полисной жизни отразился в ораторском искусстве, где формировались основные образцы публицистики.
Е.П. Прохоров в одном из учебников по журналистике пишет: «Уже в рамках родового строя сложились способы речевого воздействия на основе обмена сведениями».

Риторика - важнейший элемент массово-информационных процессов Древней Греции и Рима. Это форма управления социальными процессами в демократическом обществе, когда необходимо убедить большую группу сограждан в чем-либо. Риторика - важнейшая составная часть государственной и политической жизни Античности. Умение говорить - основа политической деятельности. Для нас риторика интересна как наука работы с текстами, как набор логических и словесных приемов их составления, правил общения с материалом.

Со времен Аристотеля публичные выступления на самые разные темы обычно состояли согласно "классической" схеме из трех частей: вступления, собственно самой речи и заключения.

Такая структура подачи информации и поныне сохраняется во многих газетных и журнальных статьях. Следует особо выделить Марка Фабия Квинтилиана - римского ритора и учителя красноречия, жившего в первом веке нашей эры, автора 12-томного труда "Наставление в ораторском искусстве". Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) оставил труды по риторике: учебник "Образование оратора" - свод выводов предшественников и обобщение собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Его советы и сегодня включены в современные учебники красноречия: начинать и кончать речь сильными аргументами; тренировать природное дарование оратора упражнением, подражанием.

Основными достоинствами оратора он считал простоту и искренность речи. В одной из своих рекомендаций Квинтилиан отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы: КТО и ЧТО сделал, КОГДА и ГДЕ это было, КАК и ПОЧЕМУ это произошло? В наше время эти шесть "классических вопросов" составляют основу основ подготовки новостной информации.

Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. "Наука о произнесении публичной речи" приобрела тогда особое значение для того, чтобы политик, адвокат мог сделать карьеру. Это обусловил расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд. От умения произносить речи зависел успех той или иной политики.

Софисты (V в. до н.э,) - мастера красноречия и странствующие учителя убедительно говорить за плату. Основывались на двух правилах: язык должен быть ясный и приятный для слуха; доводы, для всех понятные и близкие. Аргументы оратора должны основываться на доводах пользы и выгоды, рассчитанные на сочувствие широкой публики. Создали новый стиль прозаической речи (полупоэзия) - особую звуковую музыку речи - располагали слова с одинаковыми окончаниями в особой последовательности. Упорядочили язык, употребление синонимов, родовых окончаний, наклонений. Изобрели особый способ аргументации, ведения спора, умения всегда выйти в нем победителем.

В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Последний - автор трактата "Риторика", где подчеркивает всеобщее значение риторики, которая пригодна к любому предмету. Выделил три части риторики, отвечающие на вопросы: как принудить к чему-либо слушателей? Какие личные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели? Как технически построить речь? В речи 4 части - предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.) - оратор, защитник демократического устройства государства в период борьбы Греции с Македонией. Он автор "филиппик" - гневных обличительных речей против царя Филиппа Македонского. Он довел ораторское искусство до совершенства, подтвердив важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда. (Цицерон: "Поэтами рождаются, ораторами становятся").

На рубеже 5-4 вв. до н.э. ораторское искусство достигло наивысшего расцвета. Следует отметить развитие судебного красноречия, приведшее к появлению «логографов» – специалистов по составлению судебных речей для состязающихся сторон. Одним из выдающихся логографов этого периода считается Лисий, речи которого стали образцом судебного красноречия. Род. ок. 445, в Сиракузах (Сицилия)—умер 380 до н. э.) — афинский оратор.

Отец Лисия был метеком. Метэки были лично свободны, но не были гражданами и не пользовались их правами. Будущий оратор учился у известных софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился в Афины. В это время Афинское государство находилось в трудном положении: вследствие поражения в Пелопоннесской войне к власти пришли ставленники победившей Спарты, «30 тиранов», ведшие политику террора по отношению к бесправным элементам афинского общества. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, было причиной того, что тираны решили расправиться с ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару. После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось.

Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причём не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395—386 годов.

Характерные черты стиля Лисия чётко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приёмы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов; последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошёл Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ автора обрисовка характера — причем не только характера изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).

Важное место в составлении публицистической ораторской речи занимает школа Исократа. Исократ (436 до н. э. — 338 до н. э.) — знаменитый афинский учитель красноречия и ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов. Творческое наследие Исократа в значительной степени приближено к европейской публицистике нового времени, так как в его риторской школе акцент делался не на импровизацию, а на тщательную обработку письменного текста выступления. Исократ не выступал публично по причине слабого голоса и неумения говорить перед многочисленной аудиторией. Он обратил внимание на различие между устным и письменным словом, где, как писал Аристотель, «один слог для речи письменной, другой для речи в споре, один для речи в собрании, другой для речи в суде. Надо владеть обоими».

Исократ, вошедший в историю античной риторики как мастер политической речи, разработал основные композиционные законы создания публицистического произведения, сохранившие актуальность и по сей день. Исократ считал, что ораторская речь должна состоять из:

1) введения, в котором необходимо завоевать расположение публики и завладеть её вниманием;

2) изложения основной темы выступления с выделением преимуществ своей позиции;

3) опровержение аргументов противоположной стороны;
4) заключения, подводящего итог сказанному.

Последним выдающимся мастером политической речи эпохи независимой Греции был Демосфен. Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Большую часть его ораторского наследия составляют судебные речи, однако славу Демосфену принесли политические выступления – знаменитые «филиппики», направленные против македонского царя Филиппа-2 в защиту свободы и независимости Афин.

С 1 в. до н.э. в Риме – подлинный расцвет ораторского искусства. Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - великий римский оратор: "Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора". Его книги: "Об ораторе" (теория ораторского искусства), "Брут" (идеал оратора), "Оратор" (историческое развитие ораторского искусства).

Оратор должен иметь: широкое образование, эрудиция, знания различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Остроумие диалектика, мысли философа, слова чуть ли не поэта, память законоведа, голос трагика, игра лучше лицедеев. Он считал, что важнее воодушевить аудиторию, чем убедить. Сочетание рационального и эмоционального начала речи позволяет воздействовать на чувства, знать интересы аудитории, найти подходящую аргументацию для аудитории.

В диалоге «Об ораторе» Цицерон утверждал, что «для нахождения содержания оратору необходимы три вещи: проницательность, затем разумение…и, в-третьих, наука». Цицерон и многие другие ораторы не только произносили, но и широко издавали свои речи. О значимости ораторского искусства говорит принятие (при участии Цицерона) цензорского эдикта, направленного на исправление качества преподавания в риторских школах.

Риторские школы античности были своего рода высшими учебными заведениями наряду с медицинскими и философскими. В них были:

1. начальный курс упражнений (сочинение басни, рассказа, опровержение и утверждение, похвалы и порицания и т.д.);

2. основной курс (декламации, речи на вымышленную тему и пр.).

Все это позволило говорить о красноречии как о ремесле, а не божественном даре, как считалось ранее.

Античными ораторами были формулированы правила обращения с материалом, построения текстов, редактирования; отработаны средства выразительности, действенные способы логической аргументации; стилистические приемы, произошло совершенствование языка.

Риторика и сегодня является важнейшейосновой журналистской подготовки. Журналист сегодня - ритор, который собирает информацию, составляет тексты разной степени сложности, владеет общепринятой устной и письменной речью, умеет выступать перед народом.

Безусловно, ораторское искусство, формы общения и воздействия на окружающих имели огромное значение для развития журналистики, как, впрочем, и для развития всех форм человеческой деятельности. Это – истоки культуры и науки вообще. Это – истоки письменности, литературы, народного творчества, истории и других областей знания. Они с одинаковым основанием могут быть названы и «пралитературными» и «праисторическими» явлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: