Тема 3. Мемория

Преподаватели и теоретики риторики называют память не иначе как «сокровищница красноречия». Хорошая память всегда считалась необходимой составляющей искусства оратора. Еще Квинтилиан в своих «Наставлениях» утверждал, что красноречие не будет иметь настоящей силы, если ученик не разовьет свою память.

Проблема запоминания для современного оратора имеет несколько аспектов. Во-первых, изучая материалы для будущего выступления, необходимо запоминать сведения о многих фактах, участниках разбирательств, местах и событиях, времени, датах и т.п. Следует помнить не только фактический материал, но и разбираться в некоторых его особенностях.

Существует несколько способов облегчить труд оратора и не заставлять память работать на износ. Следует составить план выступления с опорными пунктами и информацией, которую трудно запомнить. Во время произнесения речи использовать этот план не возбраняется, и оратор будет выглядеть вполне естественно.

В процессе подготовки речи также можно записывать необходимые цитаты на отдельные карточки и использовать эти материалы в ходе речи, не пересказывая, но демонстрируя сам источник.

Во-вторых, следует помнить риторические правила. Таким образом, надо быть готовым в подходящий момент применить любое из них. Цицерон говорил: «Поэтами рождаются, ораторами делаются». Подготовка эта требует немалых усилий и хорошей памяти. Раньше, чтобы «сделаться» оратором, надо было изучать (и помнить) речи своих предшественников. Творчески перерабатывая произведения известных авторов, оратор должен был не только стремиться им подражать, но и время от времени возвращаться к текстам опытных ораторов и анализировать их. Наиболее подходящие и удачные фрагменты и приемы из них можно использовать в собственной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: