Тема 10: «Программно-целевое управление»

Весь спектр современных методов управления бизнес-организациями можно расположить, между двумя крайними подходами: «реактивное управление – целевое управление». Особенность реактивного подхода заключается в том, что управление сводится к реакции на текущие события, а его эффективность оценивается по видимой активности менеджера и по силе его давления на подчиненных, а не по конечным результатам его усилий. На другом конце спектра находятся методы целевого управления. Здесь менеджер обязан заблаговременно определять желаемые конечные результаты действий (цели) и разрабатывать программы/планы работ по их достижению. Такой – программно-целевой подход к управлению характеризуется определением целей и выработки планов их достижения. На практике в чистом виде такие крайние формы встречаются редко, но всегда превалирует тот или иной подход (определяемый уровнем подготовки и образом мышления менеджера).

Программно-целевые методы реализуют следующую основную идею: - для повышения эффективности коллективного труда необходимо, прежде всего, предупреждать его потери (учитывая, что главный источник потерь – несогласованность действий исполнителей).

Целевые методы направлены на упорядочение коллективно выполняемых работ через согласование целей каждого исполнителя (подразделения) с целью организации (коллектива) и согласование целей организации (коллектива) с ресурсными возможностями.

Программно-целевое управление требует ясного и четкого определения целей, т.е. желаемых результатов работ, формирования реальных программ (планов) их достижения и четкой оценки параметров состояния-факта выполнения путем измерения конкретных результатов по этапам достижения поставленных целей.

1 Постановка целей и планирование в бизнес-организациях

Подходы к планированию (формы, методы и средства) в бизнес-организациях должны быть наиболее адекватными конкретным ситуациям, которые отличаются большим разнообразием. Наиболее передовым подходом к управлению бизнесом считается – управление по целям. (УПЦ). Этот подход привнесен в бизнес из практики управления проектами по созданию и производству сложной военной техники (в США и СССР – при создании ракетно-космической техники).

Управление по целям (УПЦ) – это метод, который предусматривает системное определение менеджерами и специалистами целей (показателей) для каждой структурной единицы организации: подразделения, проекта, работника (степень детализации – по ситуации), которые затем используются для планирования, наблюдения за деятельностью, оценки результатов и внесение необходимых коррективов.

Цель – это желаемый результат. Организация не может функционировать без целевых ориентиров. Главная общая цель организации – миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл её существования. Конкретные конечные состояния, к которым стремится организация и ее подразделения, должны фиксироваться в виде конкретных целей, т.е. конкретных состояний отдельных характеристик организации или значений показателей, достижение которых является желательным и на достижение которых направляется деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: