Тема 2. Основные направления развития современной риторики

В наше время неориторика получила особый социальный статус: ведь сила и свобода слова, много раз подверженные в ходе истории тяжелым испытаниям, являются теперь одной из основ цивилизации.

Сегодня роль теории и практики речевого убеждения очень велика. Каждый член современного информационного общества нуждается в широкой образованности, в речевой культуре, позволяющей эффективно организовать труд, работать с клиентом, отстаивать свое мнение, успешно продвигаться к намеченной цели, противостоять всем формам манипулирования. И потому неориторика развивается следуя различным направлениям.

Риторика межличностного общения. Базируетсяна принципах сотрудничества (кооперации) аудитории и оратора. С условием, что кооперация возникает на основе правдивости информации, краткости, последовательности, ясности, точности, уместности и вежливости.

Риторика текста. Опирается на принципы изобразительности (наглядности) и выразительности (яркости) речи.

Риторика межличностного общения - относительно новое направление. Оно намечено современными исследователями Г. П. Грайсом и Дж. Н. Личем. В основе межличностного общения, по Грайсу, лежат так называемые максимы – принципы сотрудничества (кооперации), предполагающего готовность партнеров по общению к совместному принятию ценностей и нахождению путей взаимопонимания. Сотрудничество в речи основано на двух категориях – количестве и качестве информации.

По количеству высказывание не должно содержать информации меньше или не больше, чем требуется.

По качеству высказывание должно быть правдивым:

Не говорить того, что считаешь ложным.

Не говорить того, для чего нет достаточных оснований.

Информация должна быть также ясной. Для этого необходимо придерживаться таких правил:

Избегать непонятных выражений и слов.

Избегать неоднозначности (быть точным в словах и выражениях).

Быть кратким (избегать многословия).

Качество информации не исчерпывается правдивостью и ясностью. Следует также учитывать степень актуальности, смысловую насыщенность и адекватность высказывания.

К этим принципам речевого взаимодействия Грейса Лич добавил еще один принцип принцип вежливости. В целом, для успеха выступления необходимо следующее:

1. Тактичность. Понимается как умение удерживаться в определенных этических границах общения, соблюдение дистанции между оратором и слушателями, отсутствие спекуляции на личностях, частной жизни, вкусах, религиозных вопросах, т.е. использование в корыстных целях тех аспектов, которые будут неприятны для общающихся.

2. Великодушие. Ни в коем случае нельзя ставить себя выше аудитории, пытаться установить над ней своё господство. Коммуникация не должна вызывать дискомфорт у всех её участников.

3. Одобрение. Выступление формирует настроение благожелательности и дружелюбия, оратор должен сразу показать свою толерантность: никакого высокомерия и надменности, отсутствие явных и грубых попыток переубедить аудиторию в их миропонимании (делать это надо постепенно).

Скромность – минимальное присутствие личного и хвалебного, по возможности, отгороженность от похвал в свой адрес. В коммуникации оратору следует говорить о предмете и проблемах речи, но не о своей личности, а если и говорить, то чрезвычайно редко и крайне осмотрительно. Демонстрация сильно завышенных или сильно заниженных самооценок может отрицательно повлиять на установление контакта с аудиторией.

Стремление к согласию должно стать главным стремлением оратора. Это необходимость нейтрализовывать конфликтные ситуации с публикой, умело отстаивать свои интересы, учитывая интересы и взгляды публики. Оратор – хороший психолог, – ощутив точки согласия, постарается и дальше завоевывать доверие аудитории и вести ее за собой.

Максима симпатии возникает на пути к согласию. Она основана на благожелательности, создает атмосферу сотрудничества и теплоты в отношениях между оратором и публикой. Вслед за Хотторнским экспериментом Элтона Мэйо (1927), направленным на поиск способов завоевания симпатии, школа Г. Гурвича и Дж. Морено еще в 1930-х годах подтвердила идею важности эмоциональных связей между людьми в процессе общения и для повышения производительности труда. Дж. Морено даже открыл «закон социальной гравитации», по которому «сплоченность группы (оратора и слушателей) прямо пропорциональна влечению (симпатии) участников друг к другу и обратно пропорциональна официальной дистанции между ними». Другими словами, чем более дружественными будут отношения между оратором и слушателями, тем более эффективным станет и само общение.

Риторика межличностного общения идет сегодня по двум направлениям-этоубеждение и внушение.

Убеждение воздействует через логическое обоснование сообщения с целью добиться согласия собеседника, сделать его готовым разделять и защищать эту точку зрения, действовать в соответствии с нею.

Однако бывает, что бесспорные аргументы, например, основанные на подлинных документах, выглядят неубедительно, а эффективными оказываются те аргументы, которые запрещены аристотелевской логикой — аргументы от человека. Они сводятся к эмоциям и характеристике личности (стремление восхвалить или опорочить собеседника). Этот прием успешно использовался и используется на практике, начиная с древних ораторов, например, Цицерон хвалил Помпея и порицал Каталину. А сегодня современные информационные технологии представляют практически неограниченные возможности для собственного восхваления (а особенно для очернения конкурентов – тогда не скупятся на самые недостойные приёмы). Для усиления авторитетности такой информации её озвучивают кинозвезды, представители интеллектуальной элиты и другие популярные личности.

В ходе такого убеждения оратор стремится преодолеть критическое отношение собеседника к себе и своему мировоззрению, склонить слушателя на свою сторону, показав несостоятельность других.

Используется для преследования подобных целей обращение и эксплуатация чувств, воздействие на эмоции и волю слушателей. Так, часто применяют иронию, сарказм, обращаются к жалости и состраданию, к стремлению индивида быть с большинством.

Другим популярным приемом неориторики является внушение – постоянное до назойливости повторение во всевозможных формах одного содержания с единственной целью – убедить без доказательств. Этот приём рассчитан на некритическое восприятие коммуникационного воздействия, т.е. не требующее логической аргументации.

Особую важность для внушения составляет группа факторов, связанных с личностью оратора и моделью аудитории (статус и поведение аудитории; авторитет, искренность, внешность оратора). Таким образом учитывается имидж выступающего и характер аудитории. Обычное для информационного общества обилие, противоречивость и открытость информации, отчужденность и ожидание разрешения важных для личности проблем влияют на готовность воспринимать предлагаемые суждения критически. Например, благодаря имиджу оратора сегодня на руководящих должностях могут оказаться низкоквалифицированные специалисты.

Методики внушения в современной риторике пропаганды основаны на четырех способах: демагогии, мифологии, использовании рекла­мы и стереотипов.

Демагогия сознательное, извращенное убеждение в том, что цели слушателей и оратора совпадают. Ее приемы – лесть к аудитории, лживые обещания, бездоказательное порицание и посрамление противника, софистические приемы. Истинность не интересна и высказывание не имеет никакого значения для демагога.

Н. Сурин приводит такой пример явной демагогии:

«… зимой 1991 г. в Риге строились баррикады в защиту демократии под лозунгом: «За вашу и нашу свободу!», а на здании Совета Министров развевались сразу два флага: российский и латвийский. Но не прошло и 6 месяцев, как эти идеалы были как-то забыты, отодвинуты в сторону, а их место заняла этнополитика, этнократическое государство, деление на граждан и неграждан, свобода одних стала неволей других».

Мифология (греч. миф – сказание, предание; логос – рассказ) – это толкование явлений природы и общественной жизни, которые уподобляются человеческим отношениям в быту. Этот тип мышления в качестве основного был свойственен ранним обществам. Мифы о смене ночи и дня, времен года воплотилась в образах (чувственных представлениях) богов, которые умирали ночью и воскресали с появленим солнечных лучей (славянский бог весны – Белобог, владыка зимы – Чернобог, египетский бог солнца (Ра)).

Сегодня же мифология стала оружием в шоу-бизнесе и политической борьбе, она помогает завуалировать истинное значение обществен­но-исторических событий. Часто выступления молодежи за свои права господствующая пропаганда представляет в виде готового мифа «мир таков, каков он есть и ничего изменить нельзя». Актуализируется идея бесполезности и вредности для себя всяких выступлений против существую­щих порядков.

Современная мифология базируется на теории Фрейда и философии неодарвинизма: человек – существо исключительно природное, движимое на бессознательном уровне брожением темных инстинктов, противостоять которым невозможно. В обществе людей также действует биологический закон "сильный пожирает слабого".

Через мифы об «историческом восстановлении справедливости», и о «торжестве здравого смысла», «поисках национальной идеи» внедряются идеологические, экономические, нравственные штампы. Господствующая элита щедро оплачивает популяризацию этих мифов, «отвечающих той или иной ментальности», а чаще – интересам коллектива людей от правящей элиты до господствующего клана.

Реклама – это оплачиваемое известие о вещах, идеях, услугах и людях, направленное на расширение и стимулирование их потребления, спроса и сбыта. «Реклама – вид социальной массовой коммерческой коммуникации, формируется и оплачивается определённым рекламодателем. Она служит продвижению объектов рекламирования (товара, услуги, имиджа, идеи, личности, организации, государства, территории и т.д.) потенциальным потребителям и покупателям, личность и численность которых неизвестны. Целью коммуникации является формирование определенной целевой психологической установки получателей рекламного обращения относительно объекта рекламирования»,пишет Е. В. Ромат.

В неориторике реклама призвана способствовать распространению демагогии и мифологии, влияя на сознание потребителей. Реклама навязываетиндивиду те понятия и взгляды, которые выгодны её заказчику. Для этого используется воздействие на эмоциональную сторону сознания потребителя информации. Лучше всего использовать такие человеческие качества, как любопытство, жадность, потребность в уверенности в завтрашнем дне, лень, желание комфорта как простейшей формы счастья. Сильнейшими рычагами рекламного воздействия являются общечеловеческие характеристики психологии – сентиментальность, сексуальность и престиж.

Внедряясь через эти окна в человеческое сознание, реклама (а с ней и демагогия, и мифология) манипули­руют людьми, их мышлением, поведением и поступками.

Профессиональный оратор-манипулятор также использует стереотипы – стандартизированные, общепринятые, эмоционально окрашенные образцы и эталоны данного общества и нации. Стереотипы могут быть эталонами или типичными образцами поведения. Эталоны выполняют роль ориентиров при вынесении положительной или отрицательной оценки чего-либо или кого-либо. Стереотип обладает национальным или социальным характером, а потому субъективен и ограничен в сфере использования. Он не может быть равен истине, поскольку не является понятием, а являет лишь типизованное представление об объекте.

Стереотипы широко эксплуатировались в прессе времен «холодной войны». Вот примеры отрицатель­ных стереотипов: «красная опасность», «коммунистическая зараза», «тоталитарное государство», а вот – положительных: «демократическое общество», «свободный мир», «демократические ценности западного мира» и др. Пропагандист и политик, умело жонглируя стереотипами, внедряет желаемый образ в сознание слушателя и потребителей.

Дело в том, что стереотипы являются необходимой частью (атрибутом) современного сознания: ни один человек не может прожить без них в современном мире, он не в состоянии обдумывать ианализировать критически каждое понятие и каждый поступок, у челове­ка не хватит ни психических сил, ни времени. Например, в метро человек действует механически, не анализируя, почему жетоны и эскалатор. «Полезность» стереотипов так же заключается в том, чтобы быстро оценивать и воспринимать то, что ему говорят, полностью отключив критическое мышление. Основатель теории стереотипов американский журналист и психолог У. Липпман в книге «Общественное мнение» (1922) выдвинул целое учение о них как об основе пропаганды: «Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов. Нам рассказывают о мире прежде, чем мы его увидим. Мы представляем себе большинство вещей прежде, чем познакомимся с ними на опыте. И эти предварительные представления, если нас не насторожит в этом наше образование, из глубины управляют всем процессом восприятия».

На магическом влиянии стереотипов на сознание и, что более значительно, – не подсознание, основана коммерческая реклама и торговые марки. Частое повторение определённых названий, девизов и образов (повторение 4 раза увеличивает внушаемость в 2 раза) создает стереотипные представления: о высоком качестве какого-либо товара, о престижности, о полезности или уникальности. А далее соединение с уже существующим в представлении на уровне подсознания.

Не менее важно использование стереотипов в неориторике, когда с их помощью оратор-манипулятор привлекает, а затем удерживает внимание аудитории и «присоединяет» (adhesion) ее – делает аудиторию сторонницей своих взглядов, через ощущение принадлежности к одному и тому же «мы». На этой стадии манипулятор использует стереотипы, которые владеют аудиторией, не противоречит цели высказывания, он как бы говорит слушателям: «Мы с тобой одной крови ты и я!».

Современный социальный психолог Ф. Зимбардо советует оратору-манипулятору: «Эффективность коммуникации возрастает, если сначала он выражает мнения, соответствующие взглядам аудитории и не противоречит им... Представь­те одну сторону аргумента, если аудитория в общем дружественна. Представляйте обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами и есть вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще». Главное в таком обращении со стереотипами не зародить у аудитории подозрение, что ею манипулируют.

В теории стереотипов принято выделять два типа: стереотип-образ и стереотип-ситуация. Стереотипы-образы, принятые в нации и обществе, действуют безотказно. Даже нелюбимым и непопулярным ведущим удается восстановить доброжелательное отношение телезрителей, перейдя на язык близких их сердцу стереотипов. Так, в 1996 году за 3-4 месяца до выборов откровенно прозападно настроенные телеканалы (типа канала НТВ) вдруг начинают использовать советскую фразеологию, показывают любимые всеми советские кинофильмы. Большинство аудитории смягчается и вновь начинает доверять вчера еще ненавистным телеведущим или комментатором.

Так, через стереотипы зрителям и слушателям внушаются идеологические установки, вроде «если колхозы разогнать, то будет изобилие продуктов», стереотип об СССР как «империи зла». В США внедряли подобное в сознание масс уже с конца 1940 годов, чтобы оправдать «холодную войну», а так же локальные войны в Ливане, Вьетнаме, Камбодже как борьбу против «красной угрозы».

Через демагогию, мифологию, рекламу и стереотипы оратор осуществляет главную цель неориторики (риторической коммуникации): не только передать информацию, но и изменить мнение у слушателей по какому-либо вопросу, а также направить их действия в нужное ему русло. Это, в конечном счете, может привести к определенным изменениям в окружающем мире. Например, выступая перед работниками аэропорта, профсоюзный лидер убеждает их начать забастовку и бороться за свои права, в случае выполнения их требований данное речевое действие дает ощутимые результаты (т. е. впредь работники будут трудиться в лучших условиях и с более полным социальным пакетом).

Классическая риторика создана только для обучения правилам подготовки и произнесения речи. А неориторика ориентирует читателей и слушателей на активную роль, заставляет их самих выводить правила чтения и понимания текста. А чтобы достигнуть этого, в неориторике решаются социальные, психологические и лингвистические проблемы:

• овладение правильной речью (литературной нормой);

• овладение речевым мастерством, то есть умением не только соблюдать литературные нормы, но и моделировать аудиторию, привлечь и удерживать её внимание;

• мастерство выбирать из существующих вариантов наиболее точные по смыслу, уместные по стилю, выразительные по красоте (культура оратора); использование изобразительных и выразительных средств речи.

Все эти возможности в комплексе составляют теорию убеждающей коммуникации.

Основным приемом современных ораторов-демагогов – творцов текста – является метафора, а также использованиеафоризмов, притч и пословиц. Именно в словесном манипулировании скрыта ловушка для простодушного слушателя. Дело в том, что в современном мире строгая логика мысли редко используется в процессе речевого убеждения. Например, бесконечное количество повторов рекламных роликов ориентировано на убеждение потенциальных потребителей. Однако основано это убеждение не на строгих логических доказательствах, а на ассоциациях идей и системах стереотипов, то есть господствует не логическое, а эстетическое начало. Слушателя не столько убеждают, сколько обольщают, выдавая желаемое и соблазнительное за действительное. Так потребитель попадает в сети манипуляторов.

В. Шекспир справедливо утверждает: «Заботьтесь о своей речи, от нее зависит ваше будущее».Вот почему будущий ритор-специалист должен овладеть методами логики и эмоционально-психологического влияния. Это позволит ему умело преподать свое мнение и не оказаться в ловушке, расставленной манипулятором.

«...когда в одних человеческих обществах широко дана возмож­ность мыслящим единицам высказывать, обсуждать и излагать свое мнение, а в других такая возможность доведена до минимума, то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых обществ», – писал в своем дневнике В. И. Вернадский. Вот почему каждому молодому оратору надо развивать свою речь логически, психологически и лингвистически


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: