Тема 3. «Черная» риторика. Проблемы и задачи

Риторикой называется наука об эффективном применении речевых компонентов (слов и фраз) во время публичного выступления и межличностного общения, а не во внутренних монологах. Она также описывает технические приемы, которые позволяют добиться консенсуса, то есть совместного решения в свою пользу, либо просто победить оппонента.

«Черная» риторика – это манипулирование всеми необходимыми риторическими, диалектическими, эристическими и рабулистическими приемами для того, чтобы направлять речевую коммуникацию в нужном направлении. Магия языковых средств заключается в умении аргументировать и дискутировать, акцентировать, пропагандировать и вести дискуссию так, чтобы побеждать и убеждать. Иезуиты, а позднее А. Шопенгауэр проповедовали – «per fas et nefas» всеми правдами и неправдами.

Диалектика, в дословном переводе «внутренняя противоположность», в классическом понимании представляет собой способность убеждать в своей правоте партнера по дискуссии или конструктивно вести диалог. Это искусство убеждения и вместе с тем готовность решать проблемы посредством общения, когда консенсус достигается в процессе взаимопонимания. При этом важно точно формулировать мысли, правильно воплощать их в речи. Убеждать слушателя речью, ориентированной и адаптированной под него. Оратор стремится с позиций отношений партнерства и отношений равенства достичь возможности диалога и через диалог – согласия.

Эристика считается высшей школой мастерства, это — техника и методология ведения спора, дебатов, дискуссии. Вместе с тем зачастую под этим словом подразумевают не только владение специальными приемами, но и умение выбрать и представить неопровержимую аргументацию, позволяющую одержать принципиальную победу в споре.

Рабулистикой называют искусство изощренной аргументации, позволяющее выставить предмет обсуждения или последовательность чьих-либо мыслей в нужном свете, не всегда соответствующем действительности. Подобные методы называют также демагогией.

«Черная» риторика – средство демагогии и психологический прием, позволяющие внушить оппоненту нужную точку зрения. Эта «намеренная непреднамеренность» позволяет разрешать противоречия, создает основу для взаимопонимания, проповедует целеустремленную дискуссию с любым собеседником – даже с таким, с которым трудно найти общий язык.

Просто и элегантно воплощаются мысли в слова, а слова выстраиваются в высказывания, логически связанные цепи. Современные мастера манипуляции владеют силой убеждения и магией переубеждения — этими составляющими силами могущества человеческого языка. Они способны создавать видимость вербального компромисса с такой легкостью, будто речь идет о предметах, вовсе для них не важных.

Черная риторика способна спрятать любой парадокс и противоречие в слабой аргументации, неистинном утверждении, содержащихся в наших высказываниях. Черная риторика может преодолеть неловкости, вызванные проблемами с артикуляцией; ироническая и эгоистичная, она балансирует между мастерством, этикетом и лицемерием. Часто она предупреждает любые попытки противодействия, но, главное, она – остро отточенное оружие тех, кто не имеет в своем арсенале ничего другого, кроме умения демагога и манипулятора (или желает замаскировать реальное положение вещей, складывающееся не в его пользу).

«Черная» риторика это злоупотребление внушением, оно возбуждает и опустошает говорящего, а также наносит незатягивающиеся раны, которые навсегда останутся в воспоминаниях собеседника. Карл-Хайнц Антон справедливо нарек её «злой» риторикой, работающей в области эристики и пропаганды. Технические приемы, методы и инструменты взаимно дополняют друг друга и имеют широкий диапазон применения. Эти приемы, сами по себе, в принципе, нейтральны, потенциал их проявляется лишь при соединении и использовании. Отметим, что на первый план выходят, главным образом, диалогические (т. е. ориентированные на диалог), дискуссионные и аргументационные структуры, а технические приемы и инструменты, рассчитанные на монолог, незаметно исчезают из поля зрения или рискуют остаться без должного внимания.

«Черная» риторика – это облеченная в слова сила и превосходство последовательного использования всех средств и инструментов, доступных языку и речевому умению: вербальных, паравербальных и невербальных, т. е. речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь.

Тот, кто сегодня посещает семинары, посвященные проблемам коммуникации, возлагает особенно большие надежды на честный, доверительный, основанный на достоверности разговор, обязательными условиями которого являются взаимная толерантность партнеров и стремление к «субъективной объективности».

Однако повседневная жизнь, в частности профессиональная деятельность демонстрируют нам прямо противоположное: участники разговора вновь и вновь сталкиваются с навязыванием выводов, изначально для других неприемлемых, подведением собеседников к принятию цепочек аргументов и мыслей в качестве их собственных.

Так работает риторика интереса (это понятие, очевидно, несет на себе печать Третьего рейха с его манипулятивными опытами), препарирующая конкретную тему или предмет разговора так, что мы вдруг оказываемся вынужденными сказать то, чего сами от себя не ожидали, и в результате отходим от собственных позиций или терпим вербально-аргументативное поражение, и это несмотря на то, что изначально факты выглядели вполне убедительно. Инициатива в разговоре уплывает к вербальному агрессору, победу одерживают софизмы, а цепочки объективных аргументов запутываются в клубок, размотать который не представляется возможным.

Такая риторика предоставляет человеку безмерный объем возможностей: в блоке деловой и основанной на фактах предварительной информации часто замаскирована апелляция к эмоциям, инстинктам и чувствам; при помощи языковых средств индивида или аудиторию искусно отвлекут от собственных проблем, ставя отвлекающие задачи и формируя иные мысли…

Адольф Гитлер в книге «Моя борьба» с грубой откровенностью высказался о роли оратора и значении речи: «Однако тем фактором, который приводил в движение великие исторические лавины как религиозного, так и политического характера, испокон веков была магическая сила устного слова. Прежде всего, широкие массы народа подчиняются лишь той огромной мощи, которая заключена в живой речи. И все великие движения есть народные движения, вулканические извержения человеческих страстей и душевных переживаний. Их вызывают к жизни суровая богиня нужда или пламенная сила слова, и они не имеют ничего общего с лимонадными излияниями эстетствующих литераторов и салонных героев».

И все-таки следует учитывать один очень важный момент в использовании инструментария «черной» риторики: все коммуникативные технические приемы, методы и инструменты сами по себе нейтральны, честными или нечестными они становятся лишь при использовании, превращаясь в «белую» или «черную» риторику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: